Том 4

Россия во второй половине XIX века

Железнодорожный транспорт в конце XIX-начале XX в.

Развитие сети железных дорог в России (без Финляндии)

Годы Открыто для движения, верст Годы Открыто для движения, верст Годы Открыто для движения, верст
1838 25 1871 2631 1893 1584
1845 110 1872 508 1894 1125
1846 126 1873 1958 1896 2801
1847 83 1874 1745 1897 1937
1848 13 1876 786 1898 2892
1850 111 1877 1055 1899 4914
1851 469 1878 1179 1900 2756
1853 42 1879 628 1901 3043
1857 113 1880 125 1902 1055
1859 159 1881 36 1903 673
1860 240 1882 331 1904 1252
1861 463 1883 622 1905 1196
1862 117 1884 824 1906 1753
1863 147 1885 1002 1907 1607
1864 90 1886 467 1908 353
1865 219 1887 859 1909 413
1866 670 1888 766 1910 65
1867 443 1889 421 1911 1378
1868 1763 1890 684 1912 702
1869 1192 1891 123 1913 848
1870 2445 1892 453 1914 892

*Данные за 1891-1900 гг. учитывают только открытые для движения главные пути (без пристанционных разъездов, подъездных путей и т. п.)

Распределение железнодорожного строительства между казной и частными сообществами

Годы Открыто для движения дорог, верст
Казной Частными обществами Всего
до 1840 - 25 25
1840-1850 443 - 443
1851-1860 511 512 1 023
1861-1870 1007 6 542 7 549
1871-1880 54 10 561 10 615
1881-1890 4 081 1 931 6 012
1891-1900 9 223 15 374 24 597
1901-1910 6 656 4 754 11 410
1911-1913 958 1 970 2 928
Итого 24 810 39 792 64 602*

*С учетом дорог, введенных на протяжении 1914 г. - 65 494 версты