«История» — наставница жизни», — говорили древние. Люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
Выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал: «История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение» и «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем».
История — одна из важнейших форм самосознания людей. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передаёт его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. История служит современности, объясняя его сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.
Историческая наука даёт целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В истории идёт накопление и открытие новых фактов, совершенствуются теория с учетом развития других отраслей знания, а также методы обработки и анализа источников. Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретических познаний сегодня оцениваются иначе, чем пять–десять лет назад.
Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое. Знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного и научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.
История, как наука, оперирует точно установленными фактами, которые извлекаются из исторических источников. Исторические источники — это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.
В разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Достижения российской исторической науки в последнее десятилетие XX в., которые в ходе коренных общественных перемен в стране, освобождения науки от диктата идеологии, привели не только к небывалой открытости, свободе научного познания, но и к овладению всем опытом мировой исторической науки применительно к изучению истории человечества в целом и истории России в частности, в неразрывной органической связи со всем мировым историческим процессом.
Среди исторических методологических подходов, которые стали сегодня достоянием всех историков мира, выделяется цивилизационный подход, в основе которого лежит общее развитие всего человеческого рода, всех стран и народов, которые проходили схожие этапы своего развития.
Прогресс истории заключается в совершенствовании качества жизни людей, совершенствовании их образа жизни, в развитии человеческой личности в рамках как индивидуальных, так и коллективных усилий. Этот прогресс базируется на тех общественных явлениях, которые испокон веков являлись мощными рычагами движения людей к благоденствию, удобству, комфорту, к твёрдому и надёжному жизнеобеспечению, к материальному достатку, к культурному и духовному развитию, к совершенствованию личности в целом. Это — труд, творчество, права и свободы человека, сформировавшие через века и тысячелетия гражданское состояние общества.
Путь человечества полон рывков вперёд и откатов, великих открытий и приобретений в материальной и духовной сфере и, одновременно, ужасающих отступлений, тупиков, остановок.
И все же человечество в целом и в отдельных своих частях упорно продвигается по пути к материальному и духовному совершенствованию своей жизни, улучшая её качество.
Определяющими в этом цивилизованном развитии выступают такие действия людей, которые круто меняют их жизнь. К таким явлениям относятся овладение огнём, переход к производящему хозяйству, великие изобретения неолитической революции (гончарный круг, колесо, лодка и парус, лук и стрелы, рыболовный крючок и сети, прядение шерсти и ткачество и др.), а позднее — освоение плавки металла, появление письменности, зарождение научных знаний, становление частной собственности.
История человечества неумолимо включает всё новые и новые цивилизационные параметры, определяющие жизнь населения, такие как, освоение конной тяги, что кардинально меняет системы передвижения и создание дорог; использование пороха и появление огнестрельного оружия; великие географические открытия, изменившие всю мировую историю; великие достижения человеческого разума в XIX–XX вв. буквально во всех областях знаний (использование энергии каменного угля, нефти и газа, электричество, изобретение парового двигателя, строительство сети железных дорог, развитие и освоение атомной энергии, создание компьютеров, Интернета и многое другое).
Каждый народ вносит свой вклад в историю человечества, что особенно очевидно по мере нарастания с каждым столетием мировых интеграционных процессов. Каждый народ своим разумом, знаниями, опытом, своим трудом создаёт общий мировой цивилизационный фон, на котором развивается и совершенствуется всё человечество. Своё место занимают в этом процессе Россия и все входящие в её состав народы.
Модель российской истории является, в основном, повторением основных принципиальных этапов мировой истории, с присущими России особенностями, уникальными только для этого евразийского региона. В течение полутора тысячелетий менялось качество жизни людей в России, совершенствовалась материально и духовно личность населяющих её народов, менялись идеологические стереотипы, что в конечном итоге является отражением исторического развития всей мировой цивилизации. Так, во второй половине XVIII–начале XIX вв. революционные потрясения во Франции и победа легитимизма на востоке Европы ввели в жизнь идеологию просвещения, тесно связанную в государственной сфере с идеалами просвещённого абсолютизма, которые нашли своё отражение в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и в работах других учёных.
В истории народа, страны всё и вся зависимы друг от друга, связаны вековыми отношениями, находятся под воздействием одних и тех же исторических факторов. И даже XX в., принёсший России столько радости и горя, небывалых взлётов и ужасающих провалов, обусловлен природой всего общественного развития страны.
РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Российская цивилизация — устойчивая социальная общность, сформировавшаяся на колоссальных пространствах Восточной Европы и Северной Азии на полиэтнической основе, в результате интеграции больших и малых народов вокруг ствола великорусского народа. Уникальность и самобытность российской цивилизации связана со сложным взаимодействием множества факторов: географических, климатических, этнических, конфессиональных, политических, исторических. Истоки российской цивилизации уходят ко второй половине I тысячелетия н.э., когда восточнославянские племена расселились на обширной территории вокруг Днепра, занимая территорию современных России, Украины и Белоруссии. Именно здесь к IX в. сформировалось первое восточнославянское государство — Древняя Русь.
Более чем тысячелетняя история российской цивилизации отмечена колоссальным расширением ее территории (от Польши до Тихого океана, от Северного Ледовитого океана до Закавказья и Центральной Азии). Эти пространства отличаются разнообразием ландшафтов: плодородные земли Причерноморья, Северного Кавказа, центральные чернозёмные районы, бескрайние, в значительной степени малоплодородные степи, лесостепи, леса, притундровые и тундровые территории. Значительная часть населения живет и трудится в суровом климате и затрачивает намного больше усилий и ресурсов на занятие сельским хозяйством, ремеслом, торговой деятельностью, промышленным производством по сравнению с жителями других стран. Большая часть территории приходится на север и зону рискованного земледелия, что оказывает значительное воздействие на экономику и весь жизненный уклад россиян.
Как же вошли эти территории в состав российского государства? Еще историки XIX в. справедливо видели в истории заселения и хозяйственного освоения новых пустующих окраинных земель один из главных факторов исторического развития России и русского народа. Этот же взгляд с некоторыми оттенками разделяли и представители отечественной исторической науки ХХ в., вкладывая в него широкий круг вопросов истории освоения новых земель разными путями: мирными (преимущественно) и насильственными, экономическими и политическими, с преобладанием хозяйственного фактора.
Такой путь называется хозяйственной колонизацией и принципиально отличается от захвата чужой страны с целью превращения ее в колонию, что имело место на Западе, начиная с Эпохи великих географических открытий.
В процессе хозяйственного освоения Севера, Поволжья, Урала и Сибири русские тесно соприкасались с местным населением. В отличие от захватнической политики западной цивилизации, приведшей к уничтожению целых народов на разных континентах и их культур, в России сохранились народы, жившие здесь с древних времен. Колонизация окраинных территорий русскими, их поселение рядом с коренными народностями способствовали повышению общего уровня культуры местного населения. Оно осваивало новые, более совершенные орудия труда, приемы земледелия и скотоводства, строительства, приготовления пищи; расширялся круг выращиваемых культур; у некоторых народов менялся тип жилища, виды домашней утвари, мебели. Некоторые народы коренным образом меняли свой образ жизни — переходили к оседлому земледелию, что содействовало более широкому использованию природных богатств края. Так называемой, «народной колонизации»способствовала политика государства, которое было заинтересовано в поступлении налогов от нового населения и поэтому не только не усиливало налоговый гнет на аборигенов, но, как правило, уменьшало размер их «тягла» по сравнению с русскими. Это не означает, в то же время, что указанные процессы проходили совершенно безболезненно. Нередко возникали конфликты из-за «свободных»территорий, незнание русского языка коренным населением способствовало злоупотреблениям местных властей.
Однако, постепенно вырабатывались добрососедские формы сосуществования, чему способствовало обилие на окраинах неиспользуемых земель, а также характер и образ мышления русских людей, лишенных в своей массе чувства национального превосходства. Усвоение коренным населением русских форм хозяйствования в немалой степени также укрепляло мирные отношения. Несмотря на некоторые негативные новые явления — неизвестные ранее болезни, оскудение промыслов, пьянство — абсолютное большинство народов, оказавшихся в составе России в результате русской колонизации, существенно увеличили свою численность.
Русская колонизация обширных земель наложила свой отпечаток и на этнические процессы. С одной стороны, происходило формирование на родоплеменной основе народностей (карел, коми), с другой — наблюдалась неизбежная ассимиляция: шло обрусение аборигенов и растворение части русских в среде местных жителей. В итоге сформировалось уникальное цивилизационное пространство с разнообразными специфичными культурами многих народов, находящихся в тесном взаимодействии в рамках единой многонациональной российской культуры.
В истории российской цивилизации исключительная роль принадлежала государству. Древняя Русь, Московское царство, империя XVIII — XIX вв. со столицей в Петербурге благодаря сильной центральной власти обеспечивали успешное решение задач исторического развития. Колоссальные размеры все расширявшегося государства, десятки народов с самобытной культурой, медленное развитие экономических связей между различными территориями, недостаточное развитие дорог, распространение у местной знати сепаратистских настроений, постоянная угроза внешних вторжений — все это порождало потребность в сильном централизованном государстве. С другой стороны, патерналистские традиции общинности также питали убежденность в необходимости авторитарного правления. Жизнь показывала, что как только ослабевала государственная власть (ярчайший пример — Смута начала XVII в.), само существование российской цивилизации подвергалось сильнейшей угрозе. Важнейшая роль центрального лица в государстве — правителя, единого вершителя судеб Отечества (независимо от конкретной формы власти) воспринималась всеми народами России, и прежде всего русскими, как залог благополучия и даже выживания. Таким образом, государственнические убеждения — характерная черта менталитета россиян.
Государство в течение веков организовывало оборону страны от многочисленных вторжений и завоевателей и военным путем добивалось вхождения в нее новых территорий, поддерживая одновременно «народную» колонизацию.
Исключительная роль государственного начала наложила свой отпечаток на многие стороны экономической и политической истории. Так, например, русский средневековый город заметно отличался от западноевропейского города той же эпохи. Небольшой, выполнявший, прежде всего, оборонительные функции и поставлявший доходы в казну, с маломощным в финансовом отношении населением (за исключением Новгорода и Пскова), он мало походил на города-коммуны Западной Европы.
Правительственная политика заметно влияла на характер и темпы развития отечественного предпринимательства. До начала XVIII в. она отличалась заметной противоречивостью. С одной стороны, начиная с середины XVII в., — меры поддержки (Уставная таможенная грамота 1653 г., Новоторговый устав 1667 г., правительственные субсидии предпринимателям, откупа, подряды, монополии), с другой — принудительные переселения купцов, материальная ответственность купцов за исправную деятельность порученных им казенных заведений, жесткие конфискационные меры в случаях невыполнения заказов казны, недобора таможенных и питейных пошлин и пр. Все это являлось тормозом накопления капиталов, было причиной неуверенности предпринимателей и способствовало искусственной задержке капиталов во внепроизводственной сфере. И хотя с XVIII в. правительство перешло к протекционистской политике (которой оно придерживалось, за редкими исключениями до 1917 г.), представители выросшей и окрепшей к XIX в. буржуазии никогда не допускались к власти. Вместе с тем в обстановке самодержавного государства, испытывая боязнь «грабежа»во время социальных конфликтов, а затем рабочего движения, сама буржуазия стремилась не к конфронтации (как это бывало на Западе), а к компромиссу с властью, что наложило свой отпечаток на менталитет и поведение российской буржуазии.
Государство активно вмешивалось в процесс формирования и законодательного определения статуса сословий. В Российском государстве представители всех сословий — от крепостного крестьянства до дворянства — являлись подданными государя. В течение 150 лет (с 1497 г. по 1649 г.) государство осуществляло закрепощение крестьян и оно же провело крестьянскую реформу 1861 г. Социальные конфликты, разной степени остроты, в течение веков потрясавшие страну, разрешались и подавлялись государством.
Особая роль в формировании и развитии российской цивилизации принадлежит Православной Церкви. Православное, государственное и национальное начала переплетались и сливались в одно понятие. Само служение государству наполнялось религиозным смыслом и содержанием и ставилось в один ряд с приверженностью к православной вере. Отдавая жизнь «за веру, царя и Отечество»,русские люди, как правило, не разделяли эти понятия. За тысячелетнюю историю православия в Древней Руси, Московии, Российской империи система православных ценностей, приоритет духовно-нравственного начала над материальным вошли в сознание поколений россиян. «Душа русского народа была формирована православной церковью», — замечал русский философ Н.А. Бердяев. Для восточнохристианского направления главным был поиск смысла жизни, внутреннее преобразование личности. Отсюда — отсутствие культа наживы, богатства, идеи «нестяжательства», способность к самопожертвованию и самоотречению во имя «общего» дела, коллективизм, соборность, приоритет общественных интересов над личными, поиск «правды», сострадание к простому человеку — основные черты менталитета русского народа. Отметим, что коллективистские начала в мировоззрении русских людей опирались также на традиции общинного ведения хозяйства, что являлось формой выживания в суровом климате.
Приверженность православной вере внесла свои черты во многие стороны русской жизни. Так, одной из отличительных черт предпринимательской практики купечества, напрямую связанной с православием, были благотворительность и храмосозидание. В этом проявлялась попытка совместить реальные жизненные дела и стремление к спасению души, желание смягчить «греховный» характер торгово-промышленной деятельности. В купеческой благотворительности своеобразно переплетались религиозные и светские, патриотические мотивы. Так, собирание средств для народного ополчения в начале XVII в., возглавленное нижегородским старостой, торговым человеком Козьмой Мининым, проходило под знаком борьбы за «святое дело» — изгнание врагов-иноверцев из Русского государства. Купечество и в последующем отличалось большими пожертвованиями в тяжелое для страны время: в период Отечественной войны 1812 г., Крымской войны и в другие эпохи. С ростом просвещенности купеческая благотворительность распространялась не только на сферы презрения и городское благоустройство; купечество отдавало колоссальные капиталы на здравоохранение, просвещение и развитие отечественной культуры: учебные заведения разного уровня, театры, картинные галереи, поддержку талантов из народной среды, книгоиздательство, ориентированное на передовые сочинения и дешевую литературу для неимущих. Тем самым решение этих культурных проблем приобретало общенациональный характер.
Купцы не были равнодушны к расколу в Православной Церкви в середине XVII в. Многие из них остались верны старой вере, и старообрядчество явилось одной из национальных особенностей российского предпринимательства. Если на Западе протестантизм выступал как религия формирующейся буржуазии, то в России старообрядчество с его жесткими религиозными нормами стало одной из форм первоначального накопления капитала. Строгий семейный уклад, отказ от расточительства, от многих мирских удовольствий, патрональные отношения в общине способствовали формированию больших семейных состояний купцов-старообрядцев. Из староверов вышли многие знаменитые впоследствии московские купцы и текстильные фабриканты.
Уникальная русская духовная культура имеет всемирное значение: русская икона и церковное зодчество; русская литература и поэзия с глобальностью поднимаемых проблем и состраданием к «маленькому человеку»; изобразительное светское искусство XVII–XX столетий; русское музыкальное и песенное искусство; русское балетное, оперное искусство и театр; великая русская наука... «Русский народ, — писал выдающийся философ Н.О. Лосский, — поражает многосторонностью своих способностей». Нельзя забывать о роли «великого и могучего» русского языка, ставшего родным для многих народов России.
Таинственная «русская душа» не одно десятилетие привлекала внимание и одновременно оставалась загадкой для иностранцев. Русские философы в течение столетий стремились осмыслить особый исторический путь России. Так постепенно рождалась «русская идея», которая заняла центральное место в русское религиозной философии начала ХХ века. Еще ранее, в XIX в., Н.Я. Данилевский сформулировал понятие «культурно-исторический тип» применительно к России, а позже историки русской эмиграции пришли к пониманию России как «евразийской страны». По их мнению феномен российской цивилизации связан с синтезом культур Запада и Востока, однако не механического их соединения, а с созданием нового культурно-исторического типа. Такая оригинальная постановка проблемы «Восток — Запад» отчасти снимала извечную дискуссию западников и славянофилов об истинном пути развития России. В русской общественной мысли издавна развивались идеи о богоизбранности Руси, вылившиеся в теорию потенциальной перспективности России по отношению к Западу, ввиду исчерпанности цивилизационных сил Европы. Формулировались различные концепции вселенского положения России: «Москва — Третий Рим» (духовное лидерство в православном мире), «панславизм» (модель державного Всеславянского союза), почвенничество (самобытный особый путь развития страны) и другие.
Обращаясь к особенностям русского духовного мира, философы особенно подчеркивали идею соборности, не только в религиозно-православном смысле, но как духовное единение русских людей. Все указанные выше моменты имели важное значение при формировании русского национального характера, национального архетипа.
Одной из самых выдающихся его черт, без сомнения, является глубокий патриотизм. Это чувство проявлявшееся еще в замечательных произведениях древнерусской литературы, теоретически стало осмысляться в XVIII в. А.Н. Радищев одним из первых писал: «Подлинный патриот не страшится пожертвовать жизнью... ежели уверен, что смерть его принесет крепость и славу отечества». Н.М. Карамзин, развивая эту тему, замечал в 1802 г.: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». «Я не смею думать, — продолжал он, — чтобы у нас в России было не много патриотов, но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, — а смирение в политике вредно. Кто сам себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен, по крайней мере, знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещеннее: ибо обстоятельства были для них счастливее; но прочувствуем же и все благодеяния судьбы в рассуждении народа российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостию». Тема патриотизма присутствовала в произведениях выдающихся российских писателей и общественных деятелей. Так, хорошо известны слова А.С. Пушкина о его восхищении славою предков и гордостью своим отечеством, а стихи Ф.И. Тютчева о вере в Россию любимы многими поколениями россиян.