Начавшиеся в 1990-х гг. демократические преобразования во всех сферах жизни общества интенсивно продолжаются и в начале нового столетия. России предстоит решить ряд сложных проблем для стабилизации политической системы и экономики, для укрепления внешнеполитических контактов и повышения роли страны на международной арене.
Российская Федерация — крупнейшее по площади государство мира, занимающее 17 098,2 тыс. км2, что составляет примерно 1/8 часть суши.
К концу 2008 г. общая численность населения России составляла 142,0 млн. человек, из них на долю городского населения приходилось 73%, сельского — 27%. Россия остаётся одной из самых многонациональных стран мира: на её территории проживают представители более 160 национальностей, причём на долю русского населения приходится свыше 80%.
К началу XXI в. окончательно определились границы Российской Федерации, которые формировались в течение длительного исторического периода. Часть из них унаследована ещё от Российской империи (вся граница с КНДР, границы с Китаем и Финляндией на большей части их протяжённости). Нынешняя морская граница между Россией и США также сформировалась в позапрошлом веке, когда царское правительство продало в 1867 г. США Аляску и Алеутские острова. Граница с Монголией была окончательно согласована после её отделения от Китая уже в советское время, хотя фактически она сложилась ранее. Существенная часть нынешних российских границ была установлена в итоге Второй мировой войны.
Новые границы России, составляющие около 12 тыс. км, возникли в результате распада СССР в 1991 г. Образовавшиеся независимые государства сохранили границы бывших союзных республик. Российская дипломатия проделала огромную работу по договорно-правовому оформлению новых границ в соответствии с нормами международного права. В большинстве случаев экспертам удалось решить спорные проблемы и избежать их политизации.
Распад СССР привёл к образованию анклава — Калининградской области, ныне окружённой странами Европейского Союза — Польшей и Литвой. Коммуникации с ним, поддержание конкурентоспособности экономики региона — важная геополитическая проблема России.
Россия осуществляет международные связи со многими странами мира в различных областях (политике, экономике, культуре, здравоохранении, спорте и т. д.), а также с разными международными организациями.
Россия продолжает сотрудничество с организациями, в которых она является правопреемником СССР — ООН (Организация Объединённых Наций), Совет безопасности и других международных организациях. Россия сотрудничает с ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), СЕ (Совет Европы), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), ОАЭ (Организация Африканского Единства) и другими международными организациями. Между Европейским Союзом (ЕС) и Россией действует Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве. В 2001 г. была образована Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят 6 государств (Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан). В 2002 г. образована Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), региональная международная военно-политическая организация на территории СНГ, в которую входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан; в качестве наблюдателей Молдавия и Украина.
Россия рассматривает международные экономические организации как одну из форм сотрудничества между государствами. Россия вступила в международный валютный фонд (МВФ); стала членом группы Всемирного банка, образованной Международным банком реконструкции и развития (ЕБРР); сотрудничает с Международным энергетическим агентством. Являясь правопреемником СССР, Россия сотрудничает с международной организацией труда (МОТ). Россия имеет статус наблюдателя во Всемирной торговой организации (ВТО).
Как и в предшествующие годы, руководство страны стремится к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В соответствии с двухсторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике этих государств. Вместе в тем, в отношениях России с некоторыми из бывших советских республик сохранялись противоречия и неразрешённые вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украиной.
Россия по форме государственного устройства является федерацией, в состав которой входят 83 равноправных субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа (2008 г.).
Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. указом Президента Российской Федерации на всей территории России было создано 7 федеральных округов в целях совершенствования механизма управления страной. Сами по себе федеральные округа не являлись новыми административными единицами Российской Федерации. Во главе округов стояли полномочные представители Президента Российской Федерации, на которых возлагались конкретные обязанности: не подменять местные органы власти, а координировать их деятельность на базе общероссийского законодательства, добиваться исполнения Конституции Российской Федерации в каждом субъекте.
Произошла реорганизация Совета Федерации — верхней палаты Федерального Собрания. Места глав исполнительной власти и законодательных собраний субъектов Российской Федерации постепенно стали занимать представители субъектов, работавшие в Совете Федерации на постоянной основе и имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного нового совещательного органа при Президенте — Государственный Совет.
Развитию и укреплению нового политического строя в стране, усовершенствованию многопартийности способствует принятый в 2001 г. Закон о политических партиях в России, который предусматривает превращение партий в общефедеральные организации. Наиболее влиятельным политическим объединением стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество — вся Россия».
Первые годы нового столетия явились переломными для российской экономики. Были преодолены тяжёлые последствия экономического кризиса 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы.
Структурные преобразования российской экономики сопровождаются формированием отвечающего современным мировым стандартам хозяйственного законодательства. В стране приняты ключевые для рыночной экономики законы и кодексы: Гражданский, Налоговый, Трудовой, Земельный, Таможенный, Градостроительный, Водный, Лесной, Воздушный, Законы о Правительстве, Центральном банке, Банках и банковской деятельности, основах страхового дела, рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондах, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, несостоятельности (банкротстве), лицензировании, аудиторской деятельности, иностранных инвестициях, недрах, государственной регистрации юридических лиц и пр.
Темпы роста российской экономики в 1999–2005 гг., становление мощного частного сектора, достижение некоторых качественных макроэкономических характеристик, создание законодательной инфраструктуры рыночного хозяйства позволяют сделать вывод об окончании переходного периода от плановой, социалистической к рыночной, капиталистической экономике. Формальным подтверждением этого факта стало признание Европейским Союзом (в 2002 г.) рыночного характера российской экономики.
Сегодня одна из важнейших задач — обеспечение развития предпринимательства и системы рыночных взаимоотношений в секторе экономики, хозяйствующими субъектами которой являются организации малого и среднего бизнеса. Как показала практика, во всех успешных переходных экономиках малый и средний бизнес послужил главным двигателем роста, вобравшим в себя ресурсы бывшего государственного сектора и показав заметную динамику в контексте конкуренции и жестких бюджетных ограничений.
В Российской Федерации к 2008 г. малый и средний бизнес стал силой, играющей заметную роль не только в социально-экономической, но и политической жизни страны. Такое положение связано с тем, что малый и средний бизнес обеспечил дальнейшее укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большой части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
За чрезвычайно короткие сроки в России сформировался крупный бизнес, вертикально-интегрированные компании и бизнес-группы стали ведущим экономическим фактором переходного периода. На их долю приходится около 60% промышленного производства; крупному российскому бизнесу принадлежат ведущие предприятия, определяющие экономическое развитие многих регионов страны.
Региональные интересы крупного российского бизнеса обусловлены его отраслевой структурой, а также изменениями экономической ситуации после дефолта 1998 г. Благодаря экономическому росту и накоплению ресурсов началось формирование долгосрочных бизнес-стратегий.
Результатом стало разделение большинства регионов России на зоны экспансии, контроля или соперничества крупных бизнес-групп.
По широте охвата территории страны выделяются естественные монополии (РАО ЕЭС, ОАО «Газпром»), представленные в большинстве регионов. Затем идут нефтяные компании, каждая из которых, помимо основного района добычи (в основном в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра) контролирует свои регионы нефтепереработки и зоны сбыта топлива. Металлургические компании более локализованы, но в своих регионах являются доминирующими экономическими и, как следствие, политическими авторами.
Влияние крупного иностранного бизнеса в России ограничивается отдельными отраслями пищевой и химической промышленности (пивоваренная, табачная, кондитерская, бытовая химия). Регионы размещения производства выбираются крупными западными компаниями с учетом потребительского фактора (Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Тульская, Владимирская, Новгородская, Самарская области), стоимости рабочей силы и инвестиционного климата в регионе.
Одним из результатов рыночных реформ является появление рынка жилья. Сегодня рынок жилья — это тот сегмент рынка недвижимости, который функционирует повсеместно. Ценовая дистанция между городами — региональными столицами — довольно стабильна. Их исходная иерархия была задана ещё в 1992–1994 гг., в дальнейшем изменения цен привязывались к этому уровню, количество инверсий весьма незначительно. Абсолютным лидером является Москва, которая занимает особое место в иерархии российских городов. Траектория ее развития ближе скорее к мировым городам, чем ко второму городу страны — Санкт-Петербургу. Из областных центров уровнем цен выделяются Санкт-Петербург и Калининград. За ними со значительным отрывом от прочих городов следуют Владивосток, Самара, Краснодар и Екатеринбург. Эта «большая семерка» состоит из городов, которые благодаря своему экономико-географическому положению занимают особое место в современной иерархии городов страны и являются центрами роста соответствующих регионов. Нижний Новгород, Уфа, Иркутск, Тюмень, Ярославль, Ростов-на-Дону, Новосибирск и Казань, хотя и уступают городам из первых групп, также адаптировались к условиям рыночной экономики.
Две следующие группы ценовых аутсайдеров образуют очень разные города с общим трендом развития. Это, в основном, промышленные центры, которые не обладают предприятиями экспортных отраслей экономики, не смогли осуществить структурную перестройку и занять достойное место в иерархии городских центров страны.
Наиболее низкие цены на жилье наблюдаются в малых городах, за исключением тех, которые расположены в зонах влияния крупных экономически благополучных центров. Жильё практически не имеет цены в кризисных моногородах — центрах угольной и текстильной промышленности, машиностроения и военно-промышленного комплекса.
Роль информации как экономического ресурса неуклонно растет, и именно отрасль информационных технологий становится локомотивом развития постиндустриальной экономики.
В целях активного продвижения нашей страны к информационному обществу разработана «Стратегия развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации до 2010 года», определяющая ключевые сферы, цели и задачи государственного регулирования в этой области. Наиболее перспективным направлением развития сектора информационных технологий в ближайшее время может стать разработка отечественного программного обеспечения. Увеличению объёма рынка будет способствовать внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу и бизнес; государственные меры по стимулированию развития рынка информационных технологий, в т. ч. реализация государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»; начало инвестиционной деятельности Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий; участие в реализации информатизации отдельных направлений приоритетных национальных проектов и др. Развитию сектора информационных технологий и услуг способствует выполнение федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Развитие национальной инфокоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации».
Одно из важнейших направлений деятельности телекоммуникационной отрасли — развитие спутниковой связи, национальной орбитальной группировки спутников связи и вещания, эффективное использование и защита орбитального ресурса Российской Федерации. Национальная система спутниковой связи и вещания играет важнейшую роль в выполнении государственных задач по распространению радиотелевизионных программ на всей территории России и по её зарубежным посольствам и представительствам, а также по организации магистральных, международных и зоновых связей в удалённых и труднодоступных регионах страны.
В России действует глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), созданная в 1993 г. и позволяющая практически в любом месте планеты (за исключением приполярных областей) определять местоположение и скорость движения объектов. В гражданской сфере системы спутниковой навигации широко применяются в геодезии и картографии, авиации, автомобильном, морском и речном транспорте, во вневедомственной охране.
Основные показатели развития в секторе информационных технологий
Наименование продукции | Годы | |
---|---|---|
2006 | 2007 | |
Количество компьютеров на 100 человек населения | 16,2 | 17,6 |
Объем рынка информационных технологий (млрд руб.), |
361,5 212,7 57,0 91,8 |
409,56 240,98 64,58 104,0 |
Рост экономического первенства, измеряемый душевыми показателями валового регионального продукта на душу населения, сопровождался сильнейшим ростом неравенства доходов населения.
Соотношение душевых денежных доходов и прожиточного минимума позволяет оценить региональные различия покупательной способности. Самые высокие показатели характерны для Москвы и нефтегазовых округов Западной Сибири. За ними со значительным отрывом следуют другие экспортные регионы — Самарская, Мурманская, Липецкая, Белгородская области, Красноярский край, Республика Коми и Республика Татарстан. Основная масса населения субъектов Российской Федерации имеет доходы ниже среднероссийского уровня.
Основной проблемой общего образования в переходный период стало недофинансирование, но само образование осталось доступным и в основном бесплатным. Проблемы обеспеченности школами в большинстве регионов стали менее острыми из-за резкого спада рождаемости в 1990-е гг., а в северных регионах — также из-за миграционного оттока населения. Сформировавшаяся в обществе потребность в образовании привела к ускоренному развитию высшей школы в регионах. После сокращения численности студентов в первой половине 1990-х гг. переломным стал 1995 год. Темпы роста численности студентов очень высоки (в 2,1 раза за 1994–2001 гг.), как в целом по стране, так и в столице, имеющей максимальную обеспеченность студентами.
Бурный рост числа студентов имеет серьёзные издержки — качество подготовки во многих периферийных вузах, особенно новых, невысоко. Кроме того, почти весь рост (96%) приходится на платное обучение, как в государственных вузах, давших основной прирост учащихся, так и в негосударственных. Каждый четвертый студент в России учился платно. Но сам факт массового притока молодежи в высшую школу говорит о повсеместном росте престижности образования и готовности вкладывать семейные ресурсы в развитие человеческого капитала.
На рубеже XX–XXI вв. наметилось оживление во всех сферах культурной жизни. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходит переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углубляется взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией.
Одна из особенностей культурного строительства — развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. Главное внимание уделяется спасению важнейших объектов национальной культуры. Активное участие в возрождении памятников прошлого принимает Русская Православная Церковь.
Радикальные преобразования политической системы и экономики, развитие социальной сферы, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами мира способствуют укреплению внутреннего положения России и её позиций на международной арене.