Том 4

Современная культура

Театры

Государственный академический
Большой театр (город Москва)
Государственный драматический театр
(город Калуга)
Балет "Спящая красавица" на сцене
Кремлевского дворца съездов
Российский государственный
академический театр драмы
им. Ф.В. Волкова
(город Ярославль)

Театр, в собственном смысле слова, появился на Руси как придворный при царе Алексее Михайловиче. При Петре I в 1702–1707 гг. был организован первый публичный театр — «Комедиальная храмина» на Красной площади. В XVIII в. появились публичные городские театры в Калуге, Казани, Пензе, Воронеже, Костроме, Астрахани и др. В Санкт-Петербурге и Москве оформилось структура российского театра как финансируемого государственного учреждения.

В 1824 г. в Москве открылся Малый театр, в 1825 г. — Большой театр. В 1832 г. в Санкт-Петербурге состоялось открытие Александринского театра, в 1882 г. — Русского драматического театра. В провинции театр существовал, в основном, как частное предприятие.

Появление в конце XIX – начале XX вв. системы К.С. Станиславского стала логическим продолжением постижения «правды роли» выдающимися актёрами, где значительное место принадлежало отражению реального мира в единстве природных, социальных и культурных элементов. Возникает национальная русская актерская школа «искусство переживания» в правдоподобных обстоятельствах.

Авторитет Российского театра общеизвестен. Российская театральная школа пользуется мировым признанием, что в значительной степени связано с развитием театра как стационарного репертуарного коллектива с постоянной труппой. В 1919 г. почетное звание «академический театр» было присвоено 6 старейшим театрам страны: Большому, Малому, Художественному в Москве; Александринскому, Мариинскому, Михайловскому в Петрограде. В 1918 г. на территории России было 250 театров, к сезону 1933–1934 гг. число театров СССР достигло 587, а в 1940 г. превысило 1000.

К середине 1990-х гг. театральное искусство постепенно начало преодолевать глубокий кризис, вызванный как радикальными изменениями в общественной жизни, политики и экономике, так и сменой поколений деятелей драматургии, режиссуры и сценографии. Российский театр выстоял в новой реальности только благодаря традиционным ценностям, но он оказался способен и к обновлению. Пока в столицах больше, в провинции меньше, но с необычайной энергией театр производит всё новые свои разновидности: театры-студии, центры, театры при фирмах, фондах, агентствах, стационарные театры с постоянным репертуаром и труппой, и творческие коллективы, создаваемые для разовых театральных постановок.

Модернизация театрального дела в стране, начатая в середине 1980-х гг. по инициативе театральной общественности получила дальнейшее развитие её суть в переходе от системы государственной монополии в организации управлении театральном процессом в системе самоорганизации театральной жизни, в возникновении и развитии театральных негосударственных организмов.

С началом экономических реформ, сокращением бюджетного сокращения существенно сократились возможности творческих коллективов для подготовки новых постановок, обновление репертуара. Ухудшилось и материальное положение населения и прежде всего, той его части, которая активно посещала театр в предшествующие годы.

«Положение о театре в Российской Федерации» передало театральным коллективам всю полноту прав для решения своих внутренних вопросов. В нем на долгую перспективу намечены принципиальные изменения государственной политики в области театрального искусства, предполагающие:

  • отказ от административного вмешательства в творческую жизнь театра и командных методов управления театральными коллективами;
  • освобождение театра от навязывания ему идеологических догм и несвойственных в сфере искусства экономических требований;
  • кардинальное изменение государственной политики в области финансирования театрального искусства. Оплаты труда и социальной защиты работников театра, инвестиции материально-технического обеспечения.
Театр кукол Образцова
(город Москва)
Театр юного зрителя
(город Москва)

Состав возникающих новых театров показывает наличие жанрового разнообразия появляющихся театральных коллективов. Очевидна и тенденция возникновения театра как проявления национального культурного возрождения в республиках Российской Федерации. В тоже время Москва и Санкт-Петербург остаются городами, где развитие театральной сети осуществляется особенно интенсивно. Возникает все больше муниципальных театров, что является показателем усилившейся децентрализации театрального дела, его дальнейшей демократизации.

Больше всего государственных театров размещено в Москве и Санкт-Петербурге. Довольно большую сеть театров имеют Республика Башкортостан и Республика Татарстан, Красноярский край, Пермский край, Нижегородская и Свердловская области. Наиболее интенсивно развивается сеть драматических театров, растет сеть театров оперы и балета, театров юного зрителя. Не развивается сеть театров музыкальной комедии, что говорит об определенном кризисе этого театрального жанра.

Развивается, как одна из ведущих этнорегиональная режиссерско-постановочная и актерская практика театров, отражающая местные культурные традиции, бытовую и экологическую культуру, региональную систему природопользования.

Несмотря на неоднозначность и сложность современного театрального процесса в целом, театр продолжает развиваться, как уникальное явление отечественной культуры.