Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, крупнейшая составная часть экономической инфраструктуры страны. Транспорт не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в грузовых и пассажирских перевозках, но и вместе с городами образует своеобразный «каркас» территории, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом, играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производственных сил.
Транспортная система России развивалась как часть Единой транспортной системы СССР, которая была больше по территориальному охвату, структуре и мощности. После распада СССР на ряд самостоятельных государств материально-техническая основа Единой транспортной системы продолжает функционировать как единое целое, несмотря на разные направления экономического и социального развития государств.
На долю Российской Федерации пришлась большая часть транспортных сетей Единой транспортной сети СССР: 60% железных дорог общего пользования, 50% автомобильных дорог с твердым покрытием, 75% магистральных трубопроводов, 85% внутренних водных судоходных путей. Тем не менее России приходится использовать транспортную инфраструктуру государств — бывших республик СССР не только для осуществления экспортно-импортных, но и собственных межрегиональных перевозок на направлениях: Центр–Восток через территорию Казахстана; Центр–Юг через территорию Украины; Центр–Запад через территории Белоруссии, Литвы и Латвии для обеспечения сухопутных связей с Калининградской областью.
В Российской Федерации развитие транспортной системы осуществляется на основе Федеральной целевой программы «Модернизация Транспортной системы России (2002–2010 гг.)», первым этапом которой предусмотрено лучшее использование имеющихся мощностей и устранение «узких мест», а вторым этапом — значительное повышение уровня эффективности и качества транспортного обслуживания.
Транспортная система Российской Федерации включает все виды современного транспорта:
— железнодорожный;
— автомобильный;
— речной (внутренний водный);
— морской;
— воздушный;
— городской электрический;
— трубопроводный;
каждый из которых выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими развития.
Транспорт подразделяется на:
— транспорт общего пользования, который удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в грузовых и пассажирских перевозках;
- транспорт необщего пользования ведомственный, который осуществляет перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения и т.п.
Транспортная освоенность территории. В пределах освоенной зоны Европейской части России транспортная сеть более развита и имеет достаточно высокую плотность, чем в слабоосвоенной и неосвоенной зонах Сибири и Дальнего Востока. В зоне сплошной экономической освоенности сеть транспортных магистралей и основные грузовые и пассажирские потоки носят радиальный характер: они сходятся к столице России. В этой же зоне основной межрегиональный вид транспорта — железнодорожный, а основной внутрирегиональный — автомобильный транспорт.
В России исторически сложилась пространственная специализация отдельных видов транспорта. Железнодорожным транспортом перевозится основная масса грузов на дальние расстояния (среднее расстояние перевозки 1 тонны грузов от 1 до 1,5 тыс. км), автомобильным транспортом — на короткое расстояние (от 100 до 150 км). Внутренний водный транспорт перевозит грузы и пассажиров на средние расстояния (только в летний сезон, от 300 до 800 км), морской транспорт обеспечивает, в основном, дальние перевозки между бассейнами рек и по Северному морскому пути. В пассажирском сообщении для поездок на большие расстояния используется воздушный транспорт (самолёты, средняя дальность поездки одного пассажира от 1,5 до 2,5 тыс. км), на средние расстояния — поезда (от 600 до 900 км), на короткие — автобусы (от 60 до 100 км).
Основные экономические показатели. В последнее время быстрее всего растут перевозки пассажиров в гражданской авиации и на внутреннем водном транспорте, что связано с относительной стабильностью тарифов и ростом платёжеспособного спроса. Воздушный транспорт имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов. Автомобильный транспорт обеспечивает основную долю прироста объёмов внутренних перевозок грузов. С 2002 г. отмечается рост объёмов грузовых перевозок флотом, зарегистрированным в России. Более 76% международных перевозок приходится на экспортные перевозки.
На транспорт приходится около 1/5 общего объёма инвестиций в основной капитал, осуществляемых в стране, однако такого объёма недостаточно для обеспечения расширенного воспроизводства основных средств, что обуславливает возрастание степени их износа. Ряд инвестиционных проектов финансируется ведущими российскими банками, а также международными финансовыми институтами. Инвестиционные проекты связаны, прежде всего, с развитием транспортной инфраструктуры.
Основные проблемы развития транспорта:
– значительные региональные различия в уровне транспортной обеспеченности;
– несоответствие состояния и темпов развития автомобильных дорог возрастающим темпам автомобилизации;
– незавершенность структурных преобразований;
– недостаточный технологический уровень транспортных систем и уровень информатизации транспортных процессов.