Том 4

Россия в начале ХХI века

Культурное и природное наследие России

В настоящее время культурное и природное наследие, в его широком толковании, включает объекты материальной и нематериальной культуры, недвижимые и движимые культурные ценности.

Фундаментальные функции наследия проявляются в различных аспектах.

Наследие как историческая память.

Наследие — это код, с помощью которого память включается в современные процессы жизнедеятельности общества. Это положение справедливо в отношении всех объектов наследия как культурного, так и природного, выступающих в роли носителей информации о прошлом. Изучая наследие, мы можем восстановить естественную и социальную историю формирования урбанизированных, сельских и природных территорий, учесть исторический фактор при построении современной системы управления социальными, экономическими и культурными процессами, при разработке программ дальнейшего развития общества, его взаимоотношения с природной средой, включить знания о наследии в систему образования.

Наследие как основа устойчивого развития.

Наследие, также как и природная среда, является базовым при определении стратегии устойчивого развития Земли и Общества. Недостаточный учёт экологического фактора, игнорирование требований, определяющих необходимые условия сохранения окружающей среды, ведёт к возникновению катастрофических ситуаций, угрожающих стабильному развитию страны, региона, существованию Земли как живой планеты. Культурное и природное наследие является важнейшей составляющей окружающей среды. Важную роль в формировании устойчивого общества, среды его обитания играют не только объекты материальной культуры, но и традиционная культура, свидетель длительной истории адаптации народов, отдельных групп населения к природной и обустроенной им среде обитания.

Наследие как основа сохранения культурного и природного разнообразия.

Разнообразие территории может быть достигнуто только при условии сохранения всех пластов исторического культурного и природного слоя Земли и постоянного возникновения новых форм материальной и духовной культуры. Очень важно, чтобы при этом сохранялись образцы исторических культурных ландшафтов, представляющих различные этапы развития общества, а также территории, сформировавшиеся в течении длительного исторического времени и хранящие в себе память о всём многообразии культурного и природного наследия. Сохранение культурного и природного разнообразия Земли возможно только при бережном отношении к национальной и региональной специфике культурного и природного ландшафта.

Объекты культурного наследия, к которым, согласно принятому Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ относятся «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры», представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Обязанность каждого гражданина Российской Федерации заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры закреплена Конституцией Российской Федерации. Обязательства России перед международным сообществом по сохранению культурного наследия вытекают из Конвенции 1972 года об охране Всемирного культурного и природного наследия.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, с историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Вместе с тем сохраняется и традиционный для советской и российской практики охраны наследия рассмотрение наследия как системы памятников, в том числе: памятников археологии, памятников градостроительства и архитектуры, памятников истории, памятников монументального искусства. Современная информация о культурном наследие строится именно на этом принципе.

В 2007 г. в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось более 88 тыс. объектов наследия, в их числе почти 26 тыс. объектов федерального значения и более 62 тыс. — регионального значения.

Объекты природного наследия не получили чёткого определения в законодательных и нормативных актах России. Наиболее близки к этому понятию «особо охраняемые природные территории». В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях»,принятым в 1995 г. подобные территории относятся к объектам общенационального достояния и определяются как «природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны».

В соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» объекты природного наследия подразделяются на следующие виды:

природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;

природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения природной красоты.

В Федеральном законе Российской Федерации устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

• государственные природные заповедники, в т. ч. биосферные;

• национальные парки;

• природные парки;

• государственные природные заказники;

• памятники природы;

• дендрологические парки и ботанические сады;

• лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В России функционирует 101 заповедник, общей площадью около 33,7 млн га. Эти территории включают наиболее сохранные образцы природных ландшафтов в различных регионах страны, а также наиболее интересные природные феномены. Основное их предназначение — научные исследования на эталонных участках нетронутой природы, изучение отдельных достопримечательных мест, экологический мониторинг, а так-же эколого-просветительская деятельность.

В России действует 40 национальных парков, общей площадью около 7 млн га. Они ориентированы на наиболее живописные и, по возможности, сохранные участки природы, а также эстетически ценные культурные ландшафты. Основные задачи национальных парков — экологическое просвещение, сохранение объектов культурного наследия, обеспечение условий для регулируемого туризма и отдыха.

Особенно важную роль играют те заповедники и национальные парки, которым присвоены международные статусы. В первую очередь речь идет о статусе биосферного резервата (в России им обладают 31 заповедник и 5 национальных парков) и статусе Всемирного наследия. В состав 8 российских объектов Всемирного наследия входят: 11 природных заповедников, 4 национальных парка и 7 природных парков.

На территории Российской Федерации находятся 23 объекта культурного и природного наследия, включённых в список Всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО, из них — 15 включено в данный список как объекты культурного наследия.

Наряду с недвижимыми памятниками, важную роль в формировании культурного потенциала России играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В нашей стране сегодня насчитывается более 1 500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится около 80 млн музейных предметов. Около 40% музеев хранят недвижимые памятники истории и культуры.

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры и не только природные комплексы и объекты, но и особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, — уникальные культурные и природные ландшафты. Это — территории музеев-заповедников и музеев-усадеб, организованных на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России.

Часовня из деревни Лахта
(Кенозерский национальный
парк, Архангельская область)
Большой Бор
(национальный парк "Нижняя Кама,
Республика Татарстан")

Важную роль в сохранении объектов культурного и природного наследия играют национальные парки, во многих из которых сохраняются и уникальные историко-культурные объекты (национальные парки «Кенозёрский» (Архангельская область), «Русский Север» (Вологодская область), «Угра» (Калужская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область). В отличие от музеев под открытым небом в национальных парках сохраняются не только отдельные памятники, но и вся историко-культурная и природная среда. Так национальный парк «Кенозёрский» — это не только ценная лесная территория и озёрный край, но и место, где сохранились деревянные церкви и часовни, священные рощи, обетные кресты, деревни с живой традиционной культурой.

В последние годы мировое сообщество придает особое внимание охране нематериальной культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников нематериальной культуры (2003 г.) — Международная Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Это, прежде всего, разнообразные проявления на-родной традиционной культуры — фольклор, народные художественные промыслы, бытовые традиции, ритуалы и т. д. Всего в Списке шедевров устного и духовного наследия человечества — 90 объектов. Из российских объектов в этот список включены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья и якутский героический эпос «Олонхо» — единственные объекты подобного рода от нашей страны. Однако, Россия имеет большие возможности представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.

Бородинское поле

Особую роль в сохранении и эффективном использовании культурного наследия играют исторические поселения — места концентрации объектов культурного наследия. Это, прежде всего, исторические города и сельские населённые пункты, крупные монастыри и усадебные комплексы, мемориальные сельские местности. На фоне многочисленных исторических городов заметно выделяются Москва и Санкт-Петербург. Именно здесь располагаются наиболее известные в России музеи, театры, выставочные залы. Общемировую славу имеют Московский Кремль, Эрмитаж, Большой театр, Мариинский театр, Третьяковская галерея и т. п. В непосредственной близости от этих городов расположены уникальные историко-культурные комплексы : дворцово-парковые ансамбли, усадьбы, исторические территории, связанные с важнейшими историческими событиями, определившими судьбу России. Это — пригороды Санкт-Петербурга — Петергоф, Царское село, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум; подмосковные усадьбы — Архангельское, Абрамцево, место исторического сражения Бородинское поле и т. д.

Тесно связаны с Москвой города Золотого Кольца Суздаль, Владимир, Ростов, Александров и др.

ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ — один из самых популярных туристских маршрутов Центральной России. Его протяжённость превышает 1000 км. Он был разработан в 1960-е гг. для туристов, стремящихся поближе познакомиться с культурным наследием России. Маршрут путешествия, начинающийся и оканчивающийся в столице, проходит по Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской и Ивановской областям. В число наиболее ярких и колоритных городов региона входят: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Эти и другие города, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг — «Золотое кольцо». При этом каждый город может гордиться своей неповторимой историей, насчитывающей несколько веков. Здесь на территории древнего Залесья в XII в. процветало Ростово-Суздальское княжество. Именно здесь сосредоточены замечательные историко-архитектурные памятники русского национального искусства, в том числе и всемирного значения. Среди них творения мастеров периода расцвета Владимиро-Суздальского зодчества XII – начала XIII вв., памятники конца XIV–XV вв. — эпохи великого возрождения после монголо-татарского нашествия, а также многочисленные постройки XVI–XVIII вв.

Вид на Суздальский Кремль
Музей-заповедник
"Рязанский кремль"

Большое количество православных монастырей, святынь и храмов, расположенных в этом регионе, притягивают туристов и паломников.

Район Золотого кольца богат произведениями народного искусства. В музеях представлены образцы старинных художественных промыслов: изделия искусных кружевниц и ювелиров, лаковая миниатюра и живопись по эмали (финифть), резьба по дереву и кости.

Подлинными музеями под открытым небом являются центры крупных исторических городов, на базе которых организованы музеи-заповедники, к которым относятся Великий Новгород, Ярославль, Рязань и др. Особый интерес представляют исторические города-курорты: Сочи, Кисловодск, Анапа, где архитектурные памятники сочетаются с уникальным природным окружением и популярность которых среди отечественных и зарубежных туристов чрезвычайно велика.

Настоящими жемчужинами сельской России являются старинные монастыри и усадьбы. Многие из монастырей — выдающиеся памятники архитектуры. Это — Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Ипатьевский (Костромская область), Спасо-Прилуцкий (Вологодская область), Пафнутьев-Боровский, Шамординский и Оптина пустынь (Калужская область), Нилова пустынь (озеро Селигер, Тверская область) и множество других. Здесь сохраняются не только недвижимые памятники материальной культуры, но и живая традиционная культура, национальные святыни.

Многие монастыри и усадьбы сохранились и стали популярными благодаря организации там музеев-заповедников.

Жостовские подносы
Ярославская майолика

Трудно представить себе Русский Север без музеев-заповедников, образованных на базе всемирно известного архитектурного ансамбля «Кижский погост» в Республике Карелия, Кирилло-Белозёрского монастырского комплекса в Вологодской области, архитектурных ансамблей и природных комплексов на Соловецких островах. Центральная Россия привлекательна своими литературными мемориалами. Это —музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области, музей-заповедник Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области, музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы» в Пензенской области.

Важное место в религиозном наследии занимают буддийские дацаны Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Калмыкия, мусульманские святыни на территории республик Российской Федерации, где традиционной религией является ислам.

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

Воскресенские ворота
Храм Христа Спасителя

Благополучных периодов в истории государственной охраны объектов культурного наследия России практически не было, несмотря на то, что формирование государственной политики в этой сфере началось в XVIII в. с принятия первых петровских указов о сохранении древностей. Необходимость сохранения памятников осознавались государством и обществом и на протяжении всего XIX в., когда предпринимались попытки разработки и принятия закона об охране памятников, но разработанный и внесенный в Государственную Думу в 1911 г. закон, регулирующий вопросы сохранения памятников, так и не был принят. В советский период российской истории также принимались отдельные распорядительные и законодательные акты, направленные на сохранение памятников, но только в 1976 году был принят Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», ставший основой для принятия одноименных законов в союзных республиках. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» был принят 15 декабря 1978 г. и после распада СССР стал единственным законом, регулировавшим сложные проблемы охраны культурного наследия вплоть до 2002 г., когда был принят новый Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Серьезной проблемой в настоящее время является прочно утвердившаяся в строительной практике тенденция к уничтожению подлинных памятников и созданию вместо них более или менее точных копий из современных строительных материалов. Особую остроту приобрел вопрос регулирования градостроительной деятельности в исторических городах.

Для эффективной реализации предусмотренных законом мер защиты памятников требуется:

      • установление порядка определения границ территорий объектов культурного наследия;

      • механизма и критериев отнесения их к категории земель историко-культурного назначения;

      • внесения в Земельный кадастр Российской Федерации.

Государственная политика в области охраны объектов археологического наследия основывается на Федеральном Законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому, объекты археологического наследия отнесены к памятникам истории и культуры федерального значения.

Закон защищает не только находящиеся на государственной охране памятники археологии. В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, предусматривается необходимость внесения в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ разделов об обеспечении сохранности обнаруженных объектов и приостановление работ до проведения мероприятий по сохранению объектов археологического наследия.

Есть примеры положительного и эффективного способа сохранения объектов археологического наследия — их музеефикации. Так, объектами музейного показа являются фрагмент культурного слоя средневековой Москвы, экспонирующийся в музее «Палаты бояр Романовых», ряд памятников археологии Новгородской области (Любытинский район), археологические комплексы Анапы, «Гермонасса-Тмутаракань» полуострова Тамань (Краснодарский край), многочисленные памятники Псковской области (Довмонтов город в Пскове, Труворово городище, Труворов крест в деревне Изборск Печорского района, курганная группа в деревне Выбуты Псковского района), памятники археологического комплекса «Дивногорье» Воронежской области.

Вместе с тем, практика работы с объектами археологического наследия свидетельствует о наличии сложных проблем в области их сохранения.

Основной и наиболее болезненной причиной разрушения памятников можно назвать наличие так называемой «черной археологии», охватившей практически все регионы страны. Значительное количество памятников разрушается в результате распашки земель.

Кроме антропогенных факторов, существует природный фактор, вызывающий гибель памятников. Так, например, античному поселению Фанагории ежегодно наносится непоправимый ущерб размывом берега Черного моря. Актуальной остается проблема, связанная с разрушением оврагами территории городища и валов памятника археологии «Старая Рязань», занимающей площадь около 50 га.

Музейно-выставочный комплекс
Дмитровского кремля (город
Дмитров, Московская область)
Археологический комплекс
"Гермонасса-Тмутаракань"
(Краснодарский край)

Для сохранения зданий, являющихся памятниками истории и культуры, совершенно необходима возможность их передачи в любую форму собственности, в том числе частную, вне зависимости от категории их историко-культурного значения, но с обременением нового собственника памятника обязательствами по его реставрации и сохранению под контролем соответствующего категории значения памятника органа охраны объектов культурного наследия.

Для памятников истории и культуры регионального значения такая возможность была предусмотрена ещё в 1994 г. специальным Указом Президента Российской Федерации от 26.11.1994 г. № 2121, что позволило сохранить многие разрушавшиеся здания без затрат государственных средств.

Государственный учёт объектов культурного наследия является основополагающим направлением в сфере охраны памятников истории и культуры. Впервые принципы государственного учёта, порядок и критерии отнесения объектов к памятникам истории и культуры, категории историко-культурного значения памятников, их виды и типы в систематизированном виде были изложены в Законе СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1976 г., до принятия которого отдельные вопросы государственного учёта регулировались различными законодательными и распорядительными актами органов государственной власти.

Анализ состава памятников истории и культуры, даты их включения в Государственные списки памятников истории и культуры, позволяют говорить о том, что колебания качественного и количественного состава памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, находились в зависимости от идеологических, экономических и социальных задач государства и общества, решаемых в определенный исторический период. Так, если тридцатые годы прошлого столетия ознаменовались массовым сносом памятников культового зодчества, обусловленного идеологией «воинствующего атеизма», то послевоенный период характеризовался неоднозначной политикой в сфере государственной охраны памятников: периоды пристального внимания к вопросам сохранения памятников сменялись периодами «охлаждения», что приводило к чередованию процессов постановки их на государственный учёт и снятию с охраны.

Огромные потери памятников истории и культуры в годы Великой Отечественной войны привели к осознанию ценности историко-культурного наследия России. Были продолжены начатые во время войны обследования памятников. Уже первые послевоенные годы ознаменовались принятием постановлений Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. № 389 и от 22 мая 1948 г. № 503 о постановке на государственную охрану значительного количества памятников архитектуры.

Постановления Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. и № 624 от 04.12.1974 г. сформировали основной объём памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране, как объектов культурного наследия федерального значения, и включённых, согласно Федеральному закону от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

После 1974 г. принимались отдельные постановления и распоряжения об отнесении тех или иных объектов к категории памятников истории и культуры республиканского (после 1991 г. — федерального) значения. Последним по времени и значительным по количеству дополнительно отнесённых к категории памятников федерального значения объектов стал Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176.

Таким образом, существующий объём памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, был сформирован к середине 1990–х гг. и составляет в настоящее время около 100 тыс. объектов, 42 тыс. из которых — памятники истории и культуры федерального значения.

Изменение состава объектов культурного наследия происходит в связи с выявлением памятников, требующих присвоения им категорий историко-культурного значения, изменением либо утратой историко-культурного значения объектов.

Составной частью государственного учёта является уточнение реквизитов памятников, указывающихся при постановке их на государственную охрану: местонахождения, наименования, даты создания. Необходимость проведения такой работы особенно очевидна для объектов, внесённых в списки памятников истории и культуры постановлениями Совета Министров РСФСР. В связи с этим были подготовлены уточнённые списки объектов культурного наследия федерального значения по ряду регионов страны. Самым значительным по количеству памятников и сложности работы, проведённой по уточнению их реквизитов, можно назвать Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, расположенных в Санкт-Петербурге, включивший в себя свыше 5 тыс. памятников истории и культуры, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации № 527 от 10 июля 2001 г.

Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ заменил понятие «государственные списки памятников истории и культуры» и ввёл понятие Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, формирование которого является в настоящее время основной задачей в сфере государственного учёта объектов культурного наследия.

Федеральный закон об объектах культурного наследия даёт право на доступ к объектам культурного наследия и беспрепятственное получение соответствующей информации. Население не только пользуется памятниками истории и культуры, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие о культурном значении памятника, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы. В эпоху глобализации всех сфер жизнедеятельности и, одновременно, осознания культурного разнообразия, деятельность по пропаганде наследия и культурное просветительство следует признать своевременной и одной из ключевых в системе государственной политики сохранения культурного наследия.

Одним из направлений деятельности по популяризации памятников истории и культуры является подготовка многотомного научно-справочного издания энциклопедического характера — «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России». Первый том издания — Свод памятников архитектуры и монументального искусства Брянской области вышел в свет в 1998 году. Сведения по памятникам систематизированы и содержат историческую справку, структурно-композиционное описание объектов, их фотофиксацию, планы памятников. Работа эта важна тем, что в процессе обследования памятников происходит выявление объектов, подлежащих постановке на государственную охрану. Кроме того, издание имеет значительный популяризационный аспект и представляет интерес как для специалистов — архитекторов, градостроителей, реставраторов, искусствоведов, музейных работников, краеведов, работников органов охраны памятников, так и для жителей населённых мест, описания памятников которых содержатся в Сводах памятников архитектуры и монументального искусства.

Несмотря на огромный туристический потенциал историко-культурного наследия России, в настоящее время отсутствует стратегия его реализации. Возможным вариантом решения этой проблемы может стать участие России в проекте Совета Европы «Европейские культурные маршруты», направленном на развитие культурного туризма в странах-участницах через максимально возможную интерпретацию историко-культурного наследия. Туризм и связанная с ним коммерческая деятельность рассматриваются экспертами Европейского Союза как одна из важнейших отраслей постиндустриального общества, приносящая доход и наиболее связанная с традиционным типом общественной жизнедеятельности, исторически сложившейся на данной территории. Проводится политика сохранения культурного наследия во всём его многообразии, возвращения массовому сознанию населения представлений о месте историко-культурных ценностей в современной жизнедеятельности, сохранения разнообразия европейского культурного наследия и утверждения его роли в мировой системе ценностей, развития сбалансированного использования наследия в индустрии туризма. Всесторонняя интерпретация наследия интересует крупные европейские финансовые структуры, медиа-холдинги и, безусловно, участников рынка туризма. Существующие тенденции в области комплексного сохранения европейского наследия обусловили учреждение в 1998 г. Советом Европы Европейского Института культурных маршрутов — исполнительного органа проекта, в задачи которого входит координация программ по интерпретации европейского наследия, разработка и реализация пилотных проектов в сфере культурных туристических маршрутов, консультативная помощь и популяризация наследия народов Европы, подготовка и переподготовка специалистов в сфере культурного туризма.