В настоящее время культурное и природное наследие, в его широком толковании, включает объекты материальной и нематериальной культуры, недвижимые и движимые культурные ценности.
Фундаментальные функции наследия проявляются в различных аспектах.
Наследие как историческая память.
Наследие — это код, с помощью которого память включается в современные процессы жизнедеятельности общества. Это положение справедливо в отношении всех объектов наследия как культурного, так и природного, выступающих в роли носителей информации о прошлом. Изучая наследие, мы можем восстановить естественную и социальную историю формирования урбанизированных, сельских и природных территорий, учесть исторический фактор при построении современной системы управления социальными, экономическими и культурными процессами, при разработке программ дальнейшего развития общества, его взаимоотношения с природной средой, включить знания о наследии в систему образования.
Наследие как основа устойчивого развития.
Наследие, также как и природная среда, является базовым при определении стратегии устойчивого развития Земли и Общества. Недостаточный учёт экологического фактора, игнорирование требований, определяющих необходимые условия сохранения окружающей среды, ведёт к возникновению катастрофических ситуаций, угрожающих стабильному развитию страны, региона, существованию Земли как живой планеты. Культурное и природное наследие является важнейшей составляющей окружающей среды. Важную роль в формировании устойчивого общества, среды его обитания играют не только объекты материальной культуры, но и традиционная культура, свидетель длительной истории адаптации народов, отдельных групп населения к природной и обустроенной им среде обитания.
Наследие как основа сохранения культурного и природного разнообразия.
Разнообразие территории может быть достигнуто только при условии сохранения всех пластов исторического культурного и природного слоя Земли и постоянного возникновения новых форм материальной и духовной культуры. Очень важно, чтобы при этом сохранялись образцы исторических культурных ландшафтов, представляющих различные этапы развития общества, а также территории, сформировавшиеся в течении длительного исторического времени и хранящие в себе память о всём многообразии культурного и природного наследия. Сохранение культурного и природного разнообразия Земли возможно только при бережном отношении к национальной и региональной специфике культурного и природного ландшафта.
Объекты культурного наследия, к которым, согласно принятому Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ относятся «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры», представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Обязанность каждого гражданина Российской Федерации заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры закреплена Конституцией Российской Федерации. Обязательства России перед международным сообществом по сохранению культурного наследия вытекают из Конвенции 1972 года об охране Всемирного культурного и природного наследия.
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:
• памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
• ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
• достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, с историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Вместе с тем сохраняется и традиционный для советской и российской практики охраны наследия рассмотрение наследия как системы памятников, в том числе: памятников археологии, памятников градостроительства и архитектуры, памятников истории, памятников монументального искусства. Современная информация о культурном наследие строится именно на этом принципе.
В 2007 г. в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось более 88 тыс. объектов наследия, в их числе почти 26 тыс. объектов федерального значения и более 62 тыс. — регионального значения.
Объекты природного наследия не получили чёткого определения в законодательных и нормативных актах России. Наиболее близки к этому понятию «особо охраняемые природные территории». В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях»,принятым в 1995 г. подобные территории относятся к объектам общенационального достояния и определяются как «природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны».
В соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» объекты природного наследия подразделяются на следующие виды:
• природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;
• геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;
• природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения природной красоты.
В Федеральном законе Российской Федерации устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
• государственные природные заповедники, в т. ч. биосферные;
• национальные парки;
• природные парки;
• государственные природные заказники;
• памятники природы;
• дендрологические парки и ботанические сады;
• лечебно-оздоровительные местности и курорты.
В России функционирует 101 заповедник, общей площадью около 33,7 млн га. Эти территории включают наиболее сохранные образцы природных ландшафтов в различных регионах страны, а также наиболее интересные природные феномены. Основное их предназначение — научные исследования на эталонных участках нетронутой природы, изучение отдельных достопримечательных мест, экологический мониторинг, а так-же эколого-просветительская деятельность.
В России действует 40 национальных парков, общей площадью около 7 млн га. Они ориентированы на наиболее живописные и, по возможности, сохранные участки природы, а также эстетически ценные культурные ландшафты. Основные задачи национальных парков — экологическое просвещение, сохранение объектов культурного наследия, обеспечение условий для регулируемого туризма и отдыха.
Особенно важную роль играют те заповедники и национальные парки, которым присвоены международные статусы. В первую очередь речь идет о статусе биосферного резервата (в России им обладают 31 заповедник и 5 национальных парков) и статусе Всемирного наследия. В состав 8 российских объектов Всемирного наследия входят: 11 природных заповедников, 4 национальных парка и 7 природных парков.
На территории Российской Федерации находятся 23 объекта культурного и природного наследия, включённых в список Всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО, из них — 15 включено в данный список как объекты культурного наследия.
Наряду с недвижимыми памятниками, важную роль в формировании культурного потенциала России играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В нашей стране сегодня насчитывается более 1 500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится около 80 млн музейных предметов. Около 40% музеев хранят недвижимые памятники истории и культуры.
В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры и не только природные комплексы и объекты, но и особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, — уникальные культурные и природные ландшафты. Это — территории музеев-заповедников и музеев-усадеб, организованных на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России.
Важную роль в сохранении объектов культурного и природного наследия играют национальные парки, во многих из которых сохраняются и уникальные историко-культурные объекты (национальные парки «Кенозёрский» (Архангельская область), «Русский Север» (Вологодская область), «Угра» (Калужская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область). В отличие от музеев под открытым небом в национальных парках сохраняются не только отдельные памятники, но и вся историко-культурная и природная среда. Так национальный парк «Кенозёрский» — это не только ценная лесная территория и озёрный край, но и место, где сохранились деревянные церкви и часовни, священные рощи, обетные кресты, деревни с живой традиционной культурой.
В последние годы мировое сообщество придает особое внимание охране нематериальной культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников нематериальной культуры (2003 г.) — Международная Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Это, прежде всего, разнообразные проявления на-родной традиционной культуры — фольклор, народные художественные промыслы, бытовые традиции, ритуалы и т. д. Всего в Списке шедевров устного и духовного наследия человечества — 90 объектов. Из российских объектов в этот список включены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья и якутский героический эпос «Олонхо» — единственные объекты подобного рода от нашей страны. Однако, Россия имеет большие возможности представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.
Особую роль в сохранении и эффективном использовании культурного наследия играют исторические поселения — места концентрации объектов культурного наследия. Это, прежде всего, исторические города и сельские населённые пункты, крупные монастыри и усадебные комплексы, мемориальные сельские местности. На фоне многочисленных исторических городов заметно выделяются Москва и Санкт-Петербург. Именно здесь располагаются наиболее известные в России музеи, театры, выставочные залы. Общемировую славу имеют Московский Кремль, Эрмитаж, Большой театр, Мариинский театр, Третьяковская галерея и т. п. В непосредственной близости от этих городов расположены уникальные историко-культурные комплексы : дворцово-парковые ансамбли, усадьбы, исторические территории, связанные с важнейшими историческими событиями, определившими судьбу России. Это — пригороды Санкт-Петербурга — Петергоф, Царское село, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум; подмосковные усадьбы — Архангельское, Абрамцево, место исторического сражения Бородинское поле и т. д.
Тесно связаны с Москвой города Золотого Кольца Суздаль, Владимир, Ростов, Александров и др.
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ — один из самых популярных туристских маршрутов Центральной России. Его протяжённость превышает 1000 км. Он был разработан в 1960-е гг. для туристов, стремящихся поближе познакомиться с культурным наследием России. Маршрут путешествия, начинающийся и оканчивающийся в столице, проходит по Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской и Ивановской областям. В число наиболее ярких и колоритных городов региона входят: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Эти и другие города, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг — «Золотое кольцо». При этом каждый город может гордиться своей неповторимой историей, насчитывающей несколько веков. Здесь на территории древнего Залесья в XII в. процветало Ростово-Суздальское княжество. Именно здесь сосредоточены замечательные историко-архитектурные памятники русского национального искусства, в том числе и всемирного значения. Среди них творения мастеров периода расцвета Владимиро-Суздальского зодчества XII – начала XIII вв., памятники конца XIV–XV вв. — эпохи великого возрождения после монголо-татарского нашествия, а также многочисленные постройки XVI–XVIII вв.
Большое количество православных монастырей, святынь и храмов, расположенных в этом регионе, притягивают туристов и паломников.
Район Золотого кольца богат произведениями народного искусства. В музеях представлены образцы старинных художественных промыслов: изделия искусных кружевниц и ювелиров, лаковая миниатюра и живопись по эмали (финифть), резьба по дереву и кости.
Подлинными музеями под открытым небом являются центры крупных исторических городов, на базе которых организованы музеи-заповедники, к которым относятся Великий Новгород, Ярославль, Рязань и др. Особый интерес представляют исторические города-курорты: Сочи, Кисловодск, Анапа, где архитектурные памятники сочетаются с уникальным природным окружением и популярность которых среди отечественных и зарубежных туристов чрезвычайно велика.
Настоящими жемчужинами сельской России являются старинные монастыри и усадьбы. Многие из монастырей — выдающиеся памятники архитектуры. Это — Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Ипатьевский (Костромская область), Спасо-Прилуцкий (Вологодская область), Пафнутьев-Боровский, Шамординский и Оптина пустынь (Калужская область), Нилова пустынь (озеро Селигер, Тверская область) и множество других. Здесь сохраняются не только недвижимые памятники материальной культуры, но и живая традиционная культура, национальные святыни.
Многие монастыри и усадьбы сохранились и стали популярными благодаря организации там музеев-заповедников.
Трудно представить себе Русский Север без музеев-заповедников, образованных на базе всемирно известного архитектурного ансамбля «Кижский погост» в Республике Карелия, Кирилло-Белозёрского монастырского комплекса в Вологодской области, архитектурных ансамблей и природных комплексов на Соловецких островах. Центральная Россия привлекательна своими литературными мемориалами. Это —музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области, музей-заповедник Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области, музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы» в Пензенской области.
Важное место в религиозном наследии занимают буддийские дацаны Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Калмыкия, мусульманские святыни на территории республик Российской Федерации, где традиционной религией является ислам.
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
Благополучных периодов в истории государственной охраны объектов культурного наследия России практически не было, несмотря на то, что формирование государственной политики в этой сфере началось в XVIII в. с принятия первых петровских указов о сохранении древностей. Необходимость сохранения памятников осознавались государством и обществом и на протяжении всего XIX в., когда предпринимались попытки разработки и принятия закона об охране памятников, но разработанный и внесенный в Государственную Думу в 1911 г. закон, регулирующий вопросы сохранения памятников, так и не был принят. В советский период российской истории также принимались отдельные распорядительные и законодательные акты, направленные на сохранение памятников, но только в 1976 году был принят Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», ставший основой для принятия одноименных законов в союзных республиках. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» был принят 15 декабря 1978 г. и после распада СССР стал единственным законом, регулировавшим сложные проблемы охраны культурного наследия вплоть до 2002 г., когда был принят новый Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Серьезной проблемой в настоящее время является прочно утвердившаяся в строительной практике тенденция к уничтожению подлинных памятников и созданию вместо них более или менее точных копий из современных строительных материалов. Особую остроту приобрел вопрос регулирования градостроительной деятельности в исторических городах.
Для эффективной реализации предусмотренных законом мер защиты памятников требуется:
• установление порядка определения границ территорий объектов культурного наследия;
• механизма и критериев отнесения их к категории земель историко-культурного назначения;
• внесения в Земельный кадастр Российской Федерации.
Государственная политика в области охраны объектов археологического наследия основывается на Федеральном Законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому, объекты археологического наследия отнесены к памятникам истории и культуры федерального значения.
Закон защищает не только находящиеся на государственной охране памятники археологии. В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, предусматривается необходимость внесения в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ разделов об обеспечении сохранности обнаруженных объектов и приостановление работ до проведения мероприятий по сохранению объектов археологического наследия.
Есть примеры положительного и эффективного способа сохранения объектов археологического наследия — их музеефикации. Так, объектами музейного показа являются фрагмент культурного слоя средневековой Москвы, экспонирующийся в музее «Палаты бояр Романовых», ряд памятников археологии Новгородской области (Любытинский район), археологические комплексы Анапы, «Гермонасса-Тмутаракань» полуострова Тамань (Краснодарский край), многочисленные памятники Псковской области (Довмонтов город в Пскове, Труворово городище, Труворов крест в деревне Изборск Печорского района, курганная группа в деревне Выбуты Псковского района), памятники археологического комплекса «Дивногорье» Воронежской области.
Вместе с тем, практика работы с объектами археологического наследия свидетельствует о наличии сложных проблем в области их сохранения.
Основной и наиболее болезненной причиной разрушения памятников можно назвать наличие так называемой «черной археологии», охватившей практически все регионы страны. Значительное количество памятников разрушается в результате распашки земель.
Кроме антропогенных факторов, существует природный фактор, вызывающий гибель памятников. Так, например, античному поселению Фанагории ежегодно наносится непоправимый ущерб размывом берега Черного моря. Актуальной остается проблема, связанная с разрушением оврагами территории городища и валов памятника археологии «Старая Рязань», занимающей площадь около 50 га.
Для сохранения зданий, являющихся памятниками истории и культуры, совершенно необходима возможность их передачи в любую форму собственности, в том числе частную, вне зависимости от категории их историко-культурного значения, но с обременением нового собственника памятника обязательствами по его реставрации и сохранению под контролем соответствующего категории значения памятника органа охраны объектов культурного наследия.
Для памятников истории и культуры регионального значения такая возможность была предусмотрена ещё в 1994 г. специальным Указом Президента Российской Федерации от 26.11.1994 г. № 2121, что позволило сохранить многие разрушавшиеся здания без затрат государственных средств.
Государственный учёт объектов культурного наследия является основополагающим направлением в сфере охраны памятников истории и культуры. Впервые принципы государственного учёта, порядок и критерии отнесения объектов к памятникам истории и культуры, категории историко-культурного значения памятников, их виды и типы в систематизированном виде были изложены в Законе СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1976 г., до принятия которого отдельные вопросы государственного учёта регулировались различными законодательными и распорядительными актами органов государственной власти.
Анализ состава памятников истории и культуры, даты их включения в Государственные списки памятников истории и культуры, позволяют говорить о том, что колебания качественного и количественного состава памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, находились в зависимости от идеологических, экономических и социальных задач государства и общества, решаемых в определенный исторический период. Так, если тридцатые годы прошлого столетия ознаменовались массовым сносом памятников культового зодчества, обусловленного идеологией «воинствующего атеизма», то послевоенный период характеризовался неоднозначной политикой в сфере государственной охраны памятников: периоды пристального внимания к вопросам сохранения памятников сменялись периодами «охлаждения», что приводило к чередованию процессов постановки их на государственный учёт и снятию с охраны.
Огромные потери памятников истории и культуры в годы Великой Отечественной войны привели к осознанию ценности историко-культурного наследия России. Были продолжены начатые во время войны обследования памятников. Уже первые послевоенные годы ознаменовались принятием постановлений Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. № 389 и от 22 мая 1948 г. № 503 о постановке на государственную охрану значительного количества памятников архитектуры.
Постановления Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. и № 624 от 04.12.1974 г. сформировали основной объём памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране, как объектов культурного наследия федерального значения, и включённых, согласно Федеральному закону от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
После 1974 г. принимались отдельные постановления и распоряжения об отнесении тех или иных объектов к категории памятников истории и культуры республиканского (после 1991 г. — федерального) значения. Последним по времени и значительным по количеству дополнительно отнесённых к категории памятников федерального значения объектов стал Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176.
Таким образом, существующий объём памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, был сформирован к середине 1990–х гг. и составляет в настоящее время около 100 тыс. объектов, 42 тыс. из которых — памятники истории и культуры федерального значения.
Изменение состава объектов культурного наследия происходит в связи с выявлением памятников, требующих присвоения им категорий историко-культурного значения, изменением либо утратой историко-культурного значения объектов.
Составной частью государственного учёта является уточнение реквизитов памятников, указывающихся при постановке их на государственную охрану: местонахождения, наименования, даты создания. Необходимость проведения такой работы особенно очевидна для объектов, внесённых в списки памятников истории и культуры постановлениями Совета Министров РСФСР. В связи с этим были подготовлены уточнённые списки объектов культурного наследия федерального значения по ряду регионов страны. Самым значительным по количеству памятников и сложности работы, проведённой по уточнению их реквизитов, можно назвать Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, расположенных в Санкт-Петербурге, включивший в себя свыше 5 тыс. памятников истории и культуры, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации № 527 от 10 июля 2001 г.
Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ заменил понятие «государственные списки памятников истории и культуры» и ввёл понятие Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, формирование которого является в настоящее время основной задачей в сфере государственного учёта объектов культурного наследия.
Федеральный закон об объектах культурного наследия даёт право на доступ к объектам культурного наследия и беспрепятственное получение соответствующей информации. Население не только пользуется памятниками истории и культуры, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие о культурном значении памятника, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы. В эпоху глобализации всех сфер жизнедеятельности и, одновременно, осознания культурного разнообразия, деятельность по пропаганде наследия и культурное просветительство следует признать своевременной и одной из ключевых в системе государственной политики сохранения культурного наследия.
Одним из направлений деятельности по популяризации памятников истории и культуры является подготовка многотомного научно-справочного издания энциклопедического характера — «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России». Первый том издания — Свод памятников архитектуры и монументального искусства Брянской области вышел в свет в 1998 году. Сведения по памятникам систематизированы и содержат историческую справку, структурно-композиционное описание объектов, их фотофиксацию, планы памятников. Работа эта важна тем, что в процессе обследования памятников происходит выявление объектов, подлежащих постановке на государственную охрану. Кроме того, издание имеет значительный популяризационный аспект и представляет интерес как для специалистов — архитекторов, градостроителей, реставраторов, искусствоведов, музейных работников, краеведов, работников органов охраны памятников, так и для жителей населённых мест, описания памятников которых содержатся в Сводах памятников архитектуры и монументального искусства.
Несмотря на огромный туристический потенциал историко-культурного наследия России, в настоящее время отсутствует стратегия его реализации. Возможным вариантом решения этой проблемы может стать участие России в проекте Совета Европы «Европейские культурные маршруты», направленном на развитие культурного туризма в странах-участницах через максимально возможную интерпретацию историко-культурного наследия. Туризм и связанная с ним коммерческая деятельность рассматриваются экспертами Европейского Союза как одна из важнейших отраслей постиндустриального общества, приносящая доход и наиболее связанная с традиционным типом общественной жизнедеятельности, исторически сложившейся на данной территории. Проводится политика сохранения культурного наследия во всём его многообразии, возвращения массовому сознанию населения представлений о месте историко-культурных ценностей в современной жизнедеятельности, сохранения разнообразия европейского культурного наследия и утверждения его роли в мировой системе ценностей, развития сбалансированного использования наследия в индустрии туризма. Всесторонняя интерпретация наследия интересует крупные европейские финансовые структуры, медиа-холдинги и, безусловно, участников рынка туризма. Существующие тенденции в области комплексного сохранения европейского наследия обусловили учреждение в 1998 г. Советом Европы Европейского Института культурных маршрутов — исполнительного органа проекта, в задачи которого входит координация программ по интерпретации европейского наследия, разработка и реализация пилотных проектов в сфере культурных туристических маршрутов, консультативная помощь и популяризация наследия народов Европы, подготовка и переподготовка специалистов в сфере культурного туризма.