Том 4

Россия в начале ХХI века

Современная культура

На современном этапе развития культуры России сложились объективные предпосылки и важные тенденции для ее дальнейшего сохранения и развития:

• переход многих учреждений культуры на новые условия хозяйствования, стимулировавший предпринимательскую активность их работников, освоение рынка культурных услуг с учетом реального платежеспособного спроса населения;

• реструктуризация и разгосударствление отрасли в направлении развития коммерческого сектора в сфере культуры и передачи части государственной собственности в руки частно-предпринимательских структур;

• внедрение многоканальной системы финансирования отрасли культуры и рас-ширение состава субъектов культурной политики;

• повышение роли учреждений культуры как инструмента государственной социально ориентированной культурной политики, особенно на региональном уровне;

• реализация территориально-отраслевого принципа в управлении учреждениями культуры, предполагающего широкое вовлечение местного населения в культурные изменения, развитие локальных гражданских инициатив, необходимых для развития регионов как целостных социокультурных образований;

• управление в сфере культуры, предполагающее некоторую удаленность государства от содержания творческой жизни в отрасли культуры и в то же время не оставляющее своей заботы о реальной поддержке учреждений культуры;

• усиление ориентации в большей мере на правовой, чем на административный ресурс в государственной культурной политике, что связано с эффективным использованием важного резерва становления гражданского общества через стимулирование деятельности учреждений культуры средствами правовых механизмов;

• функционирование института экспертов культурной политики, представляющих интересы всего общества и самых различных учреждений, организаций, групп населения.

За последние годы осуществлён качественный скачок в создании правовой базы дальнейшего сохранения и развития отечественной культуры. Этот процесс начался в 1992 г. принятием базового закона «Основы законодательства о культуре в Российской Федерации» и был затем продолжен как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Государственная Дума приняла Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», необходимость разработки и принятия которого, была связана с коренным изменением отношений собственности, возросшим числом и изменением характера субъектов в сфере культурного наследия.

Развитию демократизации и гласности способствовала проведённая в России архивная реформа, характерная особенность которой — включение в состав Архивного фонда Российской Федерации документов центральных органов власти СССР, документов КПСС, разработка нового архивного законодательства, способствовавшего снятию необоснованных ограничений и либерализации доступа к документам государственных архивов.

Установилась практика разработки федеральных и региональных программ развития различных сфер культурной деятельности, а также концепций развития различных областей культуры. Это — программы сохранения и развития культуры и искусства; укрепления материально-технической базы учреждений культуры; развития информационной сети культурно-образовательной сферы и ее информационного обеспечения.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В
СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Театры. Наиболее интенсивно театры развиваются в тех регионах, где наблюдается рост национального самосознания и возрождение национальных культурных традиций. Театры в этой ситуации являются культурными центрами, способствующими сохранению национально-культурного менталитета и сохранению культурной идентичности этносов и национальностей, проживающих на этих территориях.

Наблюдается определённая зависимость развития театральной сети от характера социокультурного пространства соответствующих населённых пунктов. Наиболее интенсивное развитие сети театров характерно для крупных городов и мегаполисов. Язык театра органично сочетается с доминированием в социокультурном пространстве мегаполисов и крупных городов информационно-символической информации, часто носящей наглядно-образный характер. Это проявляется в эстетически разнообразной архитектурной среде, в разнообразной рекламе, погружённости современного горожанина в виртуальный и визуальный мир компьютеров и телевидения при разобщённости горожан и дефиците межличностных контактов, в наглядно-символической театрализации поведения в городской среде (особенно в подростково-молодёжном социуме) в виде карнавальности поведения на городских улицах, наглядно демонстрируемом через разнообразие стилей жизни.

Театр драмы
(город Нижний Новгород)

Кроме того, поскольку культурная элита проживает преимущественно в мегаполисах и больших городах и для неё посещение театров зачастую связано с подтверждением её элитарного статуса, то посещение ими театральных постановок вполне соответствует природе театров, как элитарных учреждений культуры. Таким образом, многие и, в первую очередь, престижные театры формируют собственное элитарное социокультурное пространство, являясь знаковым воплощением «столичной» жизни.

Значительная привязанность большинства театров непосредственно к развитым социокультурным пространствам сказывается и на их функционировании как создателей собственного театрального пространства, создаваемого не только усилиями творческих театральных коллективов, но и вовлечённостью самого населения в театральную жизнь региона. На сегодняшний день создаваемое театрами социокультурное пространство преимущественно сужено до размеров стационарной сценической площадки в центральных районах мегаполисов, в крупных и средних городах. Гастрольная же деятельность, расширяющая территориальные границы деятельности театров, развита недостаточно, что также является косвенным доказательством замкнутости театрального пространства, оторванного, в первую очередь, от событий культурной жизни провинции. Это выражается и в репертуаре (дефицит местных авторов, сюжетов и проблем, связанных с местной жизнью), и в замене живого слова на сцене постановочными эффектами.

Эта особенность функционирования театров является, прежде всего, проблемой для российской провинции, где особенно важна связь творческой практики театров с реальными социокультурными запросами местных жителей, обеспечивающая целостное пространство «театр-зритель».

Московский цирк
на проспекте Вернадского
Детский музыкальный
театр (город Москва)

Музеи. Музейные учреждения различных профилей распределены в социокультурном пространстве России неравномерно. В мегаполисах и больших городах преобладают художественные и литературные музеи при неразвитости сети краеведческих музеев. Вместе с тем именно краеведческие музеи занимают ведущее место среди государственных музеев. В значительной мере музеи мегаполисов и крупных городов повторяют судьбу театров и ориентируются, преимущественно, на формирование экспозиционного пространства через эстетическую и художественную информацию при слабой представленности документов, раритетов, экспонатов, краеведческой информации как «фактов жизни», волнующих горожан. Произошла значительная виртуализация музейного пространства в виде своеобразного визуального образа, имиджа мегаполиса, крупного города, в значительной мере рассчитанного на приезжающих туристов, гостей, зарубежных посетителей, выездные выставки и экспозиции музеев в других странах.

Музеи же краеведческого профиля развиваются, в основном, в малых городах, в небольших населённых пунктах, фокусируя в своей деятельности «память места», «обжитое музейное пространство» местными социокультурными инициативами краеведов, коллекционеров-любителей, местных мастеров, художников и т. д.

По аналогии с театрами музеи недостаточно интенсивно включаются в формирование целостного общедоступного музейного пространства для всех групп населения и для населённых пунктов в виде передвижных выставок, вовлечения местных жителей в комплектование музейных коллекций, в краеведческое движение.

Библиотеки. В отличие от театров и музеев библиотеки по самой своей природе больше связаны с вербальной, чем с наглядной и визуальной информацией. Поэтому они зависят в значительной мере от местного коммуникативного пространства, представленной в нём языковой культуры местного населения, его диалектов, эпоса, устного фольклора, традиционных центров и мест досугового общения.

Особенно значимо существование библиотек для сельской местности, где эти учреждения нередко являются единственными очагами культуры и источниками информации.

В условиях же мегаполисов и крупных городов библиотеки чаще выступают в роли информационных и научных центров, ориентируясь на предоставление своим посетителям специализированной учебной и научной информации.

В настоящее время библиотеки в массовом социокультурном пространстве крупных населённых пунктов занимают периферийное место в сравнении со средствами массовой информации, компьютерными технологиями.

В этой ситуации библиотеки (особенно в крупных городах, республиканских и областных центрах) стремятся выстраивать собственное информационное пространство за счёт развития современных компьютерных и информационных технологий, расширения спектра информационно-библиотечных услуг. При этом недооценивается традиционная библиотечная деятельность, что наносит ущерб общей читательской культуре. Это проявляется, прежде всего, в неполноценном комплектовании книжных фондов, в которых часто предпочтение отдаётся развлекательной литературе. Вместе с тем специфика библиотечного пространства в значительной мере определяется формированием тесных связей и способностью головных центральных библиотек к полноценному комплектованию книжных фондов, формированием тесных связей с фондами других, более мелких библиотек. На сегодняшний день такое целостное книжное пространство отсутствует.

Клубные учреждения обеспечивают, прежде всего, формирование социокультурного пространства по месту жительства, зачастую являясь ведущими культурными центрами на муниципальном уровне, в малых городах и сёлах. Функционирование клубных учреждений фактически сводится к организации праздничного пространства и пространства самодеятельного творчества. Наряду с массовыми клубными учреждениями в мегаполисах и крупных городах, получили распространение относительно закрытые (в первую очередь ночные) клубы, функционирующие преимущественно на коммерческой основе и носящие в значительной мере черты культурного андеграунда.

В то же время в ряде мест клубы выполняют очень важную социокультурную специфику по сохранению и развитию повседневного пространства неформального досугового общения.

Дальнейшее развитие пространства клубной деятельности в значительной мере может быть связано с формированием пространства гражданских инициатив, социокультурной активности населения на уровне местного самоуправления.