Том 4

Древнейшие культуры

Энеолит. Бронзовый век (Европейская часть)

Бронзовый век — эпоха появления первых металлических орудий, становления и развития металлургии и металлообработки. Развитие принципиально новых прогрессивных технологий в это время стало мощным стимулом дальнейшего поступательного развития человеческих обществ, которое сопровождалось принципиальными изменениями в экономике (распространение производящих форм хозяйства, земледелия и скотоводства на просторах Евразии), выработкой новых хозяйственно-культурных типов (общества с многоукладной комплексной экономикой, формирование подвижных кочевых форм скотоводства), широким развитием обменных и торговых связей, ускорением темпов социальной эволюции (формирование первых классовых обществ и государств на Ближнем Востоке, в Египте, Индии, переход на стадию поздних первобытных родовых обществ на широких просторах ойкумены) и способствовало сложению крупных этнокультурных образований, во многом предопределивших последующую этническую и социальную историю Евразии.

Появление первых единичных металлических изделий на Ближнем Востоке относится к VIII–VII тыс. до н. э., однако широкое развитие добыча руды, её плавка,совершенствование литейной и кузнечной технологии получают лишь в IV тыс. до н. э. в Балкано-Карпатском регионе и в так называемой Циркумпонтийской зоне (т. е. районах, окружающих Черное море). С этого моментами на протяжении III–II тыс. до н. э. наблюдается неуклонное распространение новых технологий, а параллельно и новых производящих форм экономики, на срединные и северные территории Евразии, переход всё новых и новых обществ на стадию бронзового века при сокращении ареала незнакомых с металлом первобытных неолитических племен.

Энеолит — период первого знакомства человека с металлом, использования чисто медных изделий, часто из самородной меди, — предваряет собственно бронзовый век, период сложных и постоянно совершенствующихся сплавов и технологий. Древнейшие энеолитические памятники России появляются в южных районах (Северный Кавказ, степная зона в полосе от Поволжья до Северского Донца) в конце V – 1-й половине IV тыс.до н. э.  Большинство этих достаточно разрозненных памятников объединяется в рамках хвалынско-среднестоговской общности, распространенной от Прикаспия до Днепра и являющейся первым масштабным этнокультурным массивом древних скотоводов, активно взаимодействовавших с трипольской ранне земледельческой культурой Днестро-Днепровского региона.

Ранний период бронзового века (середина IV – первая четверть III тыс. до н. э.) характеризуется заметной активизацией южных влияний, усилением роли кавказского направления культурных связей. В равнинных и предгорных районах Северного Кавказа в это время существовала скотоводческо-земледельческая майкопская культура, образовавшаяся под влиянием и при участии населения урукского периода Месопотамии. Позднее на северо-восточный Кавказ распространяется ареал земледельческо-скотоводческой куро-аракской культуры Закавказья. В тесном контакте с майкопской существует на Западном Кавказе особая новосвободненская культура,ареал которой пока не определен. Она связана скорее с западными (триполье), чем с южными соседями, и знаменует начало формирования мегалитической традиции и дольменной культуры Кавказа (развитие которой в полной мере относится к следующему периоду). Всю степную полосу от Зауралья на востоке до долины Дуная занимает скотоводческая древнеямная культурно-историческая область, в рамках которой выделяется особый район (новотиторовская и сходные с ней культуры), демонстрирующие первые признаки широкого использования колесного транспорта на на- шей территории и послужившие основой для формирования катакомбной культурно-исторической общности следующего периода истории степей. Первые свидетельства знакомства с металлом отмечаются и севернее, в лесостепной и лесной зонах (волосовская и др. культуры).

Средний период бронзового века (вторая четверть – конец III тыс. до н. э.) связан с дальнейшим расширением ареала «металлоносных» культур и возросшей активностью этнокультурных образований мобильных (подвижных) степных скотоводов. В степной зоне Северного Причерноморья и Приазовья ведущая роль принадлежит катакомбной культурно-исторической общности, названной по характерной форме могильного сооружения — подкурганной катакомбе — и включавшей целую свиту достаточно разнообразных археологических культур (приазовская, донецкая, ингульская, среднедонская, западноманычская, восточноманычская, батуринская; по ряду показателей сюда же должна быть отнесена и полтавкинская). На смену земледельческо-скотоводческим культурам предшествующего времени на Кавказе приходит северокавказская культура или общность, тесно связанная с катакомбной, и лишь в глубинных горных районах и на черноморском побережье продолжает свое развитие мегалитическая дольменная культура. Наиболее масштабные изменения происходят в южных и центральных районах лесной зоны, где на смену поздненеолитическим и энеолитическим культурам охотников и рыболовов приходят племена носителей шнуровой керамики и боевых топоров с присущими им скотоводческим хозяйством и бронзовой металлургией (среднеднепровская, фатьяновская, балановская, прибалтийская). Связь их с обширным ареалом центральноевропейских и прибалтийских культур шнуровой керамики при ярких чертах сходства с частью катакомбных культур юга только подчеркивает масштабность происходивших в это время процессов, в том числе миграционных.

Переход от среднего к позднему и поздний период бронзового века (II тыс. до н. э.). Переход от среднего к позднему этапу бронзового века демонстрирует ряд масштабных этнокультурных изменений, связанных частью с климатическими изменениями, частично с перестройкой системы производственных и обменных отношений (падение роли кавказской металлургической провинции и формирование новой, евразийской, основные рудные источники которой располагались на Южном Урале и в Южной Сибири). На территории, занятой ранее катакомбной общностью, складывается бабинская культура (многоваликовой керамики). Севернее, в лесостепи и по южной окраине лесной зоны распространяется своеобразная абашевская культура,оказавшая вместе с позднекатакомбными группами заметное влияние на формирование синташтинской культуры в Зауралье. В результате сложного взаимодействия этих и других образований ко 2-й половине II тыс. до н. э. в степной зоне Европейской России складывается обширная срубная культурно-историческая общность, в рамках которой наряду с обычными для этих мест курганными памятниками скотоводческого населения существуют многочисленные стационарные поселения, принадлежавшие группам, занимавшимся как земледелием, так и добычей руды и её плавкой, металлообработкой. Еще более прочную оседлость демонстрируют западные соседи срубниников — племена сабатиновской и белозерской культур Северного Причерноморья,а также лесостепные бондарихинская, белогрудовская, чернолесская и др. культуры. Совершенно иной линии развития принадлежит скотоводческая кобанская культура Кавказа. В этих культурах зарождаются и постепенно набирают силу чертыгрядущей эпохи — эпохи раннего железа, времени скифской культуры, также как и относящийся к бронзовому веку лесной зоны круг культур с текстильной керамикой, испытавший определенное влияние расселившихся из срубного ареала на север групп (поздняковская и приказанская культуры), достаточно плавно перерастает в «городищенские» культуры железного века, связываемые обычно с носителями финно-угорских и балтских языков.


Дольмен Бугундырь
(Абинский район,
Краснодарский Край)
Петроглиф.
Дольменная культура
(Абинский район,
Краснодарский Край)
Топоры. Катакомбная культура
(Могильник Репная Балка,
Воронежская область)
Поясная пряжка,
1-я половина
I тыс. до н.э.
(Кобанский
могильник,
Республика
Северная Осетия-
Алания)