Россия, расположенная на северо-востоке материка Евразия, в стороне от сети крупнейших транспортных узлов мира, вдали от главных мировых грузопотоков и пассажиропотоков, обладает окраинно-периферийным глобальным транспортно-географическим положением. С точки зрения макрорегионального положения она удобно расположена на пути потенциальных потоков грузов из стран Восточной Азии в Европу, которые пока осуществляются южным морским путем через Индийский океан, Суэцкий канал или вокруг Африки; через территорию России идут незначительные транзитные потоки из стран Центральной Азии в страны Восточной, Северной и Западной Европы. Воздушное пространство России пересекают некоторые циркумполярные авиалинии, связывающие крупнейшие аэропорты севера и востока Европы с одной стороны и аэропорты стран Восточной Азии с другой.
Россия имеет ряд преимуществ в своем транспортно-географическом положении и на межрегиональном уровне: через ее территорию осуществляются транспортные связи между большинством стран СНГ и Балтии, со странами Центральной Азии, Закавказья и Среднего Востока. В России начинаются и по ее территории проходят главные международные магистральные трубопроводы, по которым осуществляется снабжение энергоносителями почти всех стран СНГ и Балтии.
Ресурсный потенциал России — важнейший фактор, усиливающий выгоды транспортно-географического положения. Россия управляет и распределяет основные потоки энергоресурсов, руд и леса среди стран-импортеров.
Наиболее выгодным внешним транспортно-географическим положением обладают западные, юго-западные и юго-восточные регионы России, расположенные на стыке их транспортных путей с главными транспортными узлами Северной и Центрально-Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Восточной Азии.
Доля грузооборота России в мировом грузообороте транспорта невелика (около 4%). Однако Россия занимает более высокую долю в грузообороте мирового трубопроводного транспорта (19%) благодаря большому объёму экспортируемых нефти и природного газа. Остальные внешнеторговые грузы России перевозят морским транспортом и обрабатываются в 6 главных портах (Новороссийск, Санкт-Петербург, Приморск, Туапсе, Находка, Восточный). Подавляющее число пассажиров в международном сообщении прибывает и отправляется через аэропорты Московского авиаузла (85%). Остальные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, речной) не играют большой роли во внешних транспортных связях России со странами дальнего зарубежья. Только со странами СНГ и Китаем, а также для внутренних сообщений, главным средством транспортных связей служит железнодорожный транспорт.
Занимая транзитное транспортно-географическое положение на пути из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, Россия может пропускать через свою территорию 5–6% контейнерного потока на этом направлении. 17% транзитных грузов, перевозимых по Транссибирской железной дороге, приходятся на направление Япония —Монголия, 16% — Южная Корея — Финляндия, 14% —Япония — Чехия, 13% — Япония — Финляндия, 8% — Южная Корея — Эстония, 6% — Китай — Украина.
Несколько трансконтинентальных транспортных коридоров пересекают территорию России, но только ее Европейскую часть, связывая страны Северной, Центрально-Восточной Европы со странами Центральной Азии, Закавказья и Среднего Востока. По территории России полностью или частично проходят три международных панъевропейских Критских мультимодальных транспортных коридора:
— по территории Калининградской области ( включает морской порт Калининград, железнодорожные и автодорожные подходы к нему со стороны Литвы (Советск) и Польши (Мамоново) и аэропорт Калининград);
— железная и автомобильная дороги из Польши и Белоруссии через Смоленск до Москвы и Нижнего Новгорода, аэропорты Москвы и Нижнего Новгорода, сооружаемые терминальные комплексы в Смоленске, Вязьме, Москве, Московской области, Владимире и Нижнем Новгороде;
— железные и автомобильные дороги Хельсинки — Выборг — Санкт-Петербург — Москва — Хутор-Михайловский — Киев, Санкт-Петербург — Невель — Белоруссия, Вильнюс — Нестеров — Калининград, а также морские порты Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк, аэропорты Санкт-Петербургского и Московского авиаузлов и терминальные комплексы.
Число сухопутных и водных трансграничных переходов России в течение последних 20 лет увеличилось в 15 раз и ныне превышает 250. Россия имеет один такой переход на границе с Норвегией, 14 — с Финляндией, 5 — c Эстонией, 4 — c Латвией, 5 — c Литвой, 6 — c Польшей, 25 — c Белоруссией, 53 — c Украиной, 5 — c Грузией, 5 — c Азербайджаном, 67 — c Казахстаном, 9 — c Монголией, 19 — c Китаем, 1 — c Корейской Народно-Демократической Республикой, 4 — c Японией.
Основные внешние грузовые транспортные связи Россия осуществляет с Германией, Нидерландами, Италией, Китаем, Турцией, Польшей, Швейцарией, Великобританией, США, Финляндией; из стран СНГ — c Украиной, Белоруссией, Арменией, Казахстаном.
Основные внешние пассажирские связи Россия осуществляет с Финляндией, Китаем, Турцией, Литвой, Польшей, Эстонией, Германией, Латвией, Египтом, Францией, Италией. Границы России (без учета Белоруссии) в 2005 г. пересекло 50 652 тыс. человек, из них на Украину приходится 27,5%, Казахстан — 9,3%, Финляндию —6,3%, Китай — 5,9%, Грузию — 5,5%, Турцию — 4,1%, Литву — 4,0%, Польшу — 3,9%, Эстонию — 3,4%, Азербайджан — 2,8%, Германию — 2,7%.
Главными приоритетами внешней транспортной политики России являются:
— освоение широтных международных транспортных коридоров;
— извлечение выгод из своего транзитного транспортно-географического положения на пути из экономически высокоразвитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона в страны Центральной, Восточной и Северной Европы;
— усиление экспортных транспортных выходов в Европу и Азию;
— реконструкция и расширение внешних морских портов Дальнего Востока и на Балтийском море;
— расширение сети международных авиалиний за пределами Европы.