В Российской Федерации процесс формирования рынка международного туризма начался вместе с перестройкой и был ускорен изменениями в государственном, экономическом и политическом устройстве страны. Одной из характерных черт перестроечной эпохи стал массовый выезд российских граждан за границу. За период с 1995 по 2005 гг. число выездов российских граждан за границу увеличилось на треть и составило 28,5 млн человек.
В выездных потоках россиян обозначилось два главных направления — в ближнее и дальнее зарубежье. Эти группы поездок различаются не столько дальностью и географией, сколько мотивами. Если в структуре выездного потока в страны СНГ преобладают частные визиты, то в страны дальнего зарубежья — поездки с туристскими целями. С начала XXI в. в выездном туризме России преобладают поездки в дальнее зарубежье, преимущественно в страны Европы и Азии. Главными направлениями выезда россиян в дальнее зарубежье в 2005 г. были Финляндия, Китай, Турция, Польша, страны Балтии, Египет. В ближнем зарубежье основные потоки россиян устремляются в Украину, Казахстан и Грузию.
Ускоренному развитию выездного туризма в России способствовал ряд факторов:
— наличие огромного отложенного спроса в период «железного занавеса» и упрощение выезда за границу;
— постепенное расширение слоя населения, обладающего достаточной платежеспособностью для зарубежных путешествий;
— изменение структуры потребления населения в пользу непродовольственных товаров и услуг;
— переориентация граждан с внутреннего рынка туризма на внешний, вследствие существенного повышения стоимости путевок на российские курорты, роста транспортных тарифов;
— использование зарубежных поездок для решения материальных и бытовых проблем (шоп-туры);
— расширение деловых контактов и сотрудничества по линии новых коммерческих структур, активизация научных и культурных обменов.
Расширяется въездной поток в Россию. Общее число прибытий иностранных граждан в страну с 1995 по 2005 гг. более чем удвоилось и достигло 22,2 млн человек. Однако этот рост был обеспечен в основном за счет увеличения числа прибытий из стран СНГ с частными целями, среди которых велика доля нелегальной трудовой миграции. Величина выездного потока из стран Дальнего зарубежья, в том числе с туристскими целями, росла медленнее.
На долю России, обладающей огромным туристским потенциалом в силу уникального географического положения, разнообразия природных и культурно-исторических
ресурсов, высокого качества человеческого капитала, приходится менее 1% мировых туристских потоков.
На мировом туристском рынке известны и популярны небольшое число городов и регионов страны: еще с советских времен — города Москва и Санкт-Петербург, Золотое кольцо, озеро Байкал, из более поздних — Камчатка, Горный Алтай, Карелия, Кольский полуостров, Соловецкие острова, дельта Волги, Калининградская, Псковская области и др. Но лишь немногие из них принимают значительные туристские потоки.
Ряд факторов сдерживает развитие въездного туризма в Россию. В их числе:
— рост цен на въездной и внутренний турпродукты;
— недостаточная реклама России за рубежом как туристского направления;
— дефицит современных гостиниц туристского класса;
— высокая стоимость туристских виз в страну и сложная процедура их оформления для иностранцев;
— низкий уровень транспортного обслуживания;
— острая нехватка современных автобусов туристского класса;
— криминогенная ситуация в стране.
Наряду со сдерживающими факторами существуют и такие, которые способствуют развитию въездного туризма в Россию, хотя они не могут пока переломить в целом неблагоприятную для страны ситуацию на рынке въездного туризма, но содействуют увеличению числа прибытий и улучшают структуру туристских поездок. К ним относятся:
— высокая покупательная способность иностранных валют;
— наличие неосвоенных рынков сбыта и широких сфер приложения капиталов, привлекающих компании из-за рубежа;
— обеспечение свободы перемещений иностранцев на большей части территории страны, включая перспективные в туристском отношении районы, и т.д.
Правительство Российской Федерации определило приоритетные задачи в сфере туризма:
— интеграция России в мировое туристское пространство;
— повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта;
— перевод туристской и санаторно-курортной индустрии Российской Федерации на инновационный путь развития;
— повышение качества туристских и санаторно-курортных услуг до мировых стандартов, прирост объема их экспорта.
Решение этих задач будет способствовать превращению России в мировую туристскую державу.