Том 3

Место России в мире

Россия на мировом туристском рынке

В Российской Федерации процесс формирования рынка международного туризма начался вместе с перестройкой и был ускорен изменениями в государственном, экономическом и политическом устройстве страны. Одной из характерных черт перестроечной эпохи стал массовый выезд российских граждан за границу. За период с 1995 по 2005 гг. число выездов российских граждан за границу увеличилось на треть и составило 28,5 млн человек.

В выездных потоках россиян обозначилось два главных направления — в ближнее и дальнее зарубежье. Эти группы поездок различаются не столько дальностью и географией, сколько мотивами. Если в структуре выездного потока в страны СНГ преобладают частные визиты, то в страны дальнего зарубежья — поездки с туристскими целями. С начала XXI в. в выездном туризме России преобладают поездки в дальнее зарубежье, преимущественно в страны Европы и Азии. Главными направлениями выезда россиян в дальнее зарубежье в 2005 г. были Финляндия, Китай, Турция, Польша, страны Балтии, Египет. В ближнем зарубежье основные потоки россиян устремляются в Украину, Казахстан и Грузию.

Ускоренному развитию выездного туризма в России способствовал ряд факторов:

— наличие огромного отложенного спроса в период «железного занавеса» и упрощение выезда за границу;

— постепенное расширение слоя населения, обладающего достаточной платежеспособностью для зарубежных путешествий;

— изменение структуры потребления населения в пользу непродовольственных товаров и услуг;

— переориентация граждан с внутреннего рынка туризма на внешний, вследствие существенного повышения стоимости путевок на российские курорты, роста транспортных тарифов;

— использование зарубежных поездок для решения материальных и бытовых проблем (шоп-туры);

— расширение деловых контактов и сотрудничества по линии новых коммерческих структур, активизация научных и культурных обменов.

Расширяется въездной поток в Россию. Общее число прибытий иностранных граждан в страну с 1995 по 2005 гг. более чем удвоилось и достигло 22,2 млн человек. Однако этот рост был обеспечен в основном за счет увеличения числа прибытий из стран СНГ с частными целями, среди которых велика доля нелегальной трудовой миграции. Величина выездного потока из стран Дальнего зарубежья, в том числе с туристскими целями, росла медленнее.

На долю России, обладающей огромным туристским потенциалом в силу уникального географического положения, разнообразия природных и культурно-исторических

ресурсов, высокого качества человеческого капитала, приходится менее 1% мировых туристских потоков.

На мировом туристском рынке известны и популярны небольшое число городов и регионов страны: еще с советских времен — города Москва и Санкт-Петербург, Золотое кольцо, озеро Байкал, из более поздних — Камчатка, Горный Алтай, Карелия, Кольский полуостров, Соловецкие острова, дельта Волги, Калининградская, Псковская области и др. Но лишь немногие из них принимают значительные туристские потоки.

Ряд факторов сдерживает развитие въездного туризма в Россию. В их числе:

— рост цен на въездной и внутренний турпродукты;

— недостаточная реклама России за рубежом как туристского направления;

— дефицит современных гостиниц туристского класса;

— высокая стоимость туристских виз в страну и сложная процедура их оформления для иностранцев;

— низкий уровень транспортного обслуживания;

— острая нехватка современных автобусов туристского класса;

— криминогенная ситуация в стране.

Коломенское
(город Москва)
Река Кубена
(Вологодская область)

Наряду со сдерживающими факторами существуют и такие, которые способствуют развитию въездного туризма в Россию, хотя они не могут пока переломить в целом неблагоприятную для страны ситуацию на рынке въездного туризма, но содействуют увеличению числа прибытий и улучшают структуру туристских поездок. К ним относятся:

— высокая покупательная способность иностранных валют;

— наличие неосвоенных рынков сбыта и широких сфер приложения капиталов, привлекающих компании из-за рубежа;

— обеспечение свободы перемещений иностранцев на большей части территории страны, включая перспективные в туристском отношении районы, и т.д.

Правительство Российской Федерации определило приоритетные задачи в сфере туризма:

— интеграция России в мировое туристское пространство;

Река Амур у города Хабаровск
(Хабаровский Край)

— повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта;

— перевод туристской и санаторно-курортной индустрии Российской Федерации на инновационный путь развития;

— повышение качества туристских и санаторно-курортных услуг до мировых стандартов, прирост объема их экспорта.

Решение этих задач будет способствовать превращению России в мировую туристскую державу.