Том 4

Современная культура

Музеи

Музеи, как традиционные места сохранения и трансляции культурного наследия, находились в сфере внимания государства с момента своего возникновения.

Собрания различных предметов искусства известны в России с XIII в. В начале XIV в. приобретает черты великокняжеской сокровищницы Оружейная палата Московского Кремля, в 1584 г. известно хранилище образцов вооружения — Арсенал в Москве.

Художественный музей
(город Иркутск)

В XVIII в. коллекционирование в России приобретает статус культурного явления, охрана памятников оформляется законодательством. В 1723–1727 гг. началось развитие музейного дела в России, составлен первый каталог. В 1764 г. положено основание частному музею Екатерины II — дворцовой картинной галерее Эрмитаж (открыт для публики в 1852 г.), которая интенсивно пополнялась. С 1806 г. по указу Александра I статус публичного музея получила Оружейная палата. В 1782 г. при поддержке Екатерины II возник «музеум» в Иркутске, ставший первым провинциальным публичным музеем в России.

Первые проекты создания русского национального общедоступного музея принадлежат членам исторического кружка графа Н.П. Румянцева. В 1831 г. открыт публичный Румянцевский музей, в 1861 г. музей переведен в Москву. После Отечественной войны 1812 г. созданы военно-исторические музеи в Санкт-Петербурге — Военно-исторический музей при главном военно-инженерном училище (1819 г.), Военная галерея Зимнего дворца (1826 г.)

В Российской империи столичные музеи, имевшие значение национальных собраний, были, преимущественно, государственными (коллекции Оружейной палаты, Эрмитажа, Русского музея принадлежали царской семье). Первоначально они создавались по воле и с согласия монархов, с середины XIX в. активизировалась роль общественности. Эти музеи финансировались из государственной казны и находились в ведении различных министерств и ведомств (значительная часть — Министерства народного просвещения). Государственные ассигнования дополнялись частными пожертвованиями. Провинциальные музеи, принадлежавшие общественным организациям, земствам, городским самоуправлениям, содержались на отчисления от городского бюджета и частные пожертвования. Существовали и частные музейные собрания (наиболее известное — Третьяковская галерея).

Краеведческий музей
(г. Азов, Ростовская область)

К 1912 г. в России было около 500 музеев, которые становились социокультурными институтами с широкими научными и просветительными функциями. В 1917 г. дворцовые коллекции и музеи были признаны национальным достоянием.

Значительный ущерб был нанесен музеям в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Новый этап музейного строительства начался в середине 1950-х гг., когда значительно выросло количество военно-исторических музеев.

В 1960–1970 гг. в России начинается небывалый «музейный» бум. Именно в эти годы важной составляющей музейной деятельности становится не столько пропагандистская, сколько просветительная работа. В это время музеи разрабатывают программы, направленные на удовлетворение потребностей по возможности всех слоев населения и потенциальных посетителей музея.

Сегодня большинство музеев, не утрачивая своего основного предназначения — сбора, учета, охраны и изучения культурного наследия — признаются и в качестве массовых учреждений культуры и досуга. Эта полифункциональность музеев как учреждений делает их способными служить обществу с учетом различных социокультурных запросов населения.

Государственная музейная сеть России складывается из двух основных групп: музеи системы Министерства культуры Российской Федерации и музеи других ведомств. Существуют также общественные музеи, созданные коллективами предприятий, учреждений, учебных заведений, а также жителями муниципальных округов. Появляются и частные музеи, не всегда имеющие закрепленного организационно-правового статуса.

Особенно большую эволюцию в последнее время осуществили краеведческие музеи. Эта эволюция лучше всего оценивается с позиции культурного ландшафта, объединяющего в себе пространственно-временные характеристики и социокультурную активность населения. Во многих музеях появляется достаточно перспективный принцип комплектования музейных коллекций — принцип гуманизации фондовой работы. В центре внимания музейных работников оказывается то, что можно назвать духом места, душой края. Это восприятие происходит через изучение сначала духовного наследия края, представленного затем в судьбах, биографиях, жизнеописаниях конкретных людей, определяющих логику комплектования и экспонирования музейных фондов.

В то же время рост государственной музейной сети, увеличение общего объема музейных фондов, интенсификация выставочной деятельности не сопровождается ростом посещаемости музеев. Это связано преимущественно с потребностью в инновационных музейных формах и моделях, адекватных современной социокультурной ситуации.

Перспективы финансирования государственных музеев рассматриваются государством, преимущественно, в двух основных направлениях: 1) отказ от механического расширения музейной сети и создание многоканальной системы, позволяющей минимизировать бюджетные субсидии и ограничиться компенсацией затрат, законодательно определяемых как обязанность государства (реставрация зданий и музейных предметов, зарплата, охрана и т. п.); 2) поддержка научных, просветительских, выставочных и других проектов в сфере музейной деятельности.

Меценатство и спонсорство постепенно начинают приобретать конкретные устойчивые формы: получают развитие распространенные сегодня в мировой практике и известные в России общества и клубы друзей музеев, осуществляющие не только финансовую поддержку, но и формирующие вокруг музея разнообразную культурную среду.

В овладении современными информационными технологиями более подвинутыми являются крупные музеи в столичных городах. Заслуживает внимание опыт Эрмитажа, имеющего, кроме российских, зарубежные клубы и фонды друзей музея (в США, Голландии, Франции, Канаде). Для региональных музеев возможности презентации в Интернете существенно расширились с организацией в 1996 г. в рамках проекта «Музеи России в Интернет» сервера «Музеи России», где собрана и доступна масса музейной информации, представлены многие российские музеи.

Массовость музейного обслуживания достигается в тех музеях, где достаточно сильны краеведческий компонент, привлечение населения к формированию фондов, коллекционированию музейных ценностей, расширение сферы деятельности музеев в образовательных и досуговых учреждениях.

Изучение динамики развития музейной сети показывает, что при общем росте числа музеев количество музеев федерального ведения сокращается, а прирост численности музеев происходит, в основном, за счет провинциальных музеев.

В мегаполисах (в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге) значительная доля в музейной сети принадлежит историческим музеям, музеям искусства и литературы, в то время как в большинстве регионов России подавляющее число музеев составляют краеведческие музеи. Такая ситуация свидетельствует о необходимости дальнейшей интенсификации развития сети музеев самых различных профилей на всей территории Российской Федерации.

Историко-художественный музей
(город Серпухов, Московская область)
Областной краеведческий музей
(город Южно-Сахалинск, Сахалинская область)