Охрана памятников истории и культуры является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти которых должны, согласно Конституции Российской Федерации, образовывать единую систему органов исполнительной власти.
Сфера государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в Российской Федерации отнесена к компетенции Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. Для этого в федеральных округах созданы территориальные управления, обеспечивающие контроль и надзор в сфере охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории субъектов федерации:
Центральный федеральный округ
Управление по Центральному федеральному округу — Москва;
Северо-Западный федеральный округ
Управление по Северо-Западному федеральному округу — Санкт-Петербург,
Балтийское управление — Калининград;
Приволжский федеральный округ
Управление по Приволжскому федеральному округу — Нижний Новгород;
Южный федеральный округ
Управление по Южному федеральному округу — Ростов-на-Дону,
Кубанское управление — Краснодар,
Нижне-Волжское управление — Волгоград;
Уральский федеральный округ
Управление по Уральскому федеральному округу — Екатеринбург;
Сибирский федеральный округ
Управление по Сибирскому федеральному округу — Новосибирск,
Восточно-Сибирское управление — Иркутск,
Средне-Сибирское управление — Красноярск;
Дальневосточный федеральный округ
Управление по Дальневосточному федеральному округу — Хабаровск,
Приморское управление — Владивосток.
Охрана объектов культурного наследия регионального значения отнесена к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для этого во многих субъектах федерации (более 40) в органах управления культуры выделены специальные структурные подразделения, уполномоченные в сфере государственной охраны памятников истории и культуры. В некоторых субъектах Российской Федерации на эти структурные подразделения возложены и иные полномочия, не связанные с функциями охраны наследия (туризм, национальная политика, материально-техническое обеспечение).
В 26 субъектах Российской Федерации (2008 г.): Брянская, Владимирская, Костромская, Тверская области, город Москва (Центральный федеральный округ); Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Мурманская области, город Санкт-Петербург (Северо-Западный федеральный округ); Республика Адыгея (Адыгея), Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия–Алания, Краснодарский край, Ставропольский край (Южный федеральный округ); Пермский край, Кировская область, Нижегородская, Саратовская области (Приволжский федеральный округ); Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (Уральский федеральный округ); Красноярский край, Иркутская, Новосибирская области (Сибирский федеральный округ); Республика Саха (Якутия) (Дальневосточный федеральный округ) функционируют самостоятельные (ненаделённые какими-либо другими задачами) органы исполнительной власти, специально уполномоченные в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. Именно такого рода организация охраны памятников наиболее полно соответствует требованиям федерального законодательства, в котором предусматривается наличие в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельного органа исполнительной власти, специально уполномоченного в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.