Том 4

Современная культура

Организация управления охраной и восстановлением объектов культурного наследия

Охрана памятников истории и культуры является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти которых должны, согласно Конституции Российской Федерации, образовывать единую систему органов исполнительной власти.

Сфера государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в Российской Федерации отнесена к компетенции Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. Для этого в федеральных округах созданы территориальные управления, обеспечивающие контроль и надзор в сфере охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории субъектов федерации:

Центральный федеральный округ

Управление по Центральному федеральному округу — Москва;

Северо-Западный федеральный округ

Управление по Северо-Западному федеральному округу — Санкт-Петербург,

Балтийское управление — Калининград;

Приволжский федеральный округ

Управление по Приволжскому федеральному округу — Нижний Новгород;

Южный федеральный округ

Управление по Южному федеральному округу — Ростов-на-Дону,

Кубанское управление — Краснодар,

Нижне-Волжское управление — Волгоград;

Уральский федеральный округ

Управление по Уральскому федеральному округу — Екатеринбург;

Сибирский федеральный округ

Управление по Сибирскому федеральному округу — Новосибирск,

Восточно-Сибирское управление — Иркутск,

Средне-Сибирское управление — Красноярск;

Дальневосточный федеральный округ

Управление по Дальневосточному федеральному округу — Хабаровск,

Приморское управление — Владивосток.

Охрана объектов культурного наследия регионального значения отнесена к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для этого во многих субъектах федерации (более 40) в органах управления культуры выделены специальные структурные подразделения, уполномоченные в сфере государственной охраны памятников истории и культуры. В некоторых субъектах Российской Федерации на эти структурные подразделения возложены и иные полномочия, не связанные с функциями охраны наследия (туризм, национальная политика, материально-техническое обеспечение).

В 26 субъектах Российской Федерации (2008 г.): Брянская, Владимирская, Костромская, Тверская области, город Москва (Центральный федеральный округ); Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Мурманская области, город Санкт-Петербург (Северо-Западный федеральный округ); Республика Адыгея (Адыгея), Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия–Алания, Краснодарский край, Ставропольский край (Южный федеральный округ); Пермский край, Кировская область, Нижегородская, Саратовская области (Приволжский федеральный округ); Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (Уральский федеральный округ); Красноярский край, Иркутская, Новосибирская области (Сибирский федеральный округ); Республика Саха (Якутия) (Дальневосточный федеральный округ) функционируют самостоятельные (ненаделённые какими-либо другими задачами) органы исполнительной власти, специально уполномоченные в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. Именно такого рода организация охраны памятников наиболее полно соответствует требованиям федерального законодательства, в котором предусматривается наличие в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельного органа исполнительной власти, специально уполномоченного в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.