Том 4

Современная культура

Высшее образование в сфере культуры

Высшее образование в сфере культуры связано не только со специализированными вузами, находящимися в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии, но и с учебными заведениями, ориентированными на подготовку специалистов по другим отраслям и профилю деятельности. Систему высшего образования, связанного непосредственно с отраслью культуры, образуют учебные заведения различных типов: университеты, академии, институты, консерватории, школы-студии. В настоящее время функционирует 76 вузов, в том числе 58 вузов федерального подчинения. Наряду с ними — 18 вузов местного ведения. По типам профессиональной ориентации выделяются: музыкальные, хореографические, художественные, театральные, вузы культуры, вузы искусств, вузы искусств и культуры, вузы кинематографии. Специализированные вузы культуры и искусства осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для учреждений культуры и искусства по нескольким направлениям и более семидесяти специальностям. Студенты непрофильных вузов проходят обучение как по сходным для вузов культуры и искусства программам, так и по другим, востребованным в сфере культуры специальностям (культурология, искусствоведение, религиоведение, архитектура, садово-парковое и ландшафтное строительство и т. д.).

Одновременно с образовательной деятельностью важная роль в вузах отводится научно-исследовательской работе и организации консультативной помощи учреждениям культуры и искусства, а также просветительской работе, направленной на распространение соответствующих знаний среди населения, повышение его культурного уровня, формирование гармонично развитой личности.

Отличительной чертой работы данных учреждений является их участие в художественно-творческой жизни страны и отдельных регионов, в формировании высокопрофессиональных художественно-творческих и исполнительских коллективов из числа преподавателей и студентов. Среди других учреждений высшего профессионального образования эти вузы отличаются нацеленностью на индивидуальную работу со студентами.

Казанская государственная
консерватория им Н.Г. Жиганова
(Республика Татарстан)

Многофункциональность современных вузов культуры и искусства обусловливает приток разнообразного контингента обучающихся. Это студенты различных форм обучения, аспиранты и соискатели ученых степеней, работники учреждений культуры и искусства, работники органов управления сферой культуры и искусства.

Статистика последних лет свидетельствует о заметном росте числа вузов федерального ведения культуры. Изменились также приоритеты в получении высшего образования в данной сфере: увеличилось число студентов элитарных вузов в сфере исполнительских искусств. Численность студентов в вузах федерального ведения культуры, обучающихся в области искусства и культурного творчества, выросла с 2002 г. на 9,1%. Это объясняется, прежде всего, тем, что в последние годы заметно возросла практика платного образования. Из общего числа студентов более 40% обучаются с полным возмещением затрат.

Как результат введения в начале 1990-х гг. в систему образования культурологии, к настоящему времени сложилась целая сеть вузов, дающих диплом по этой специальности. В учебных заведениях сферы культуры обучение по культурологическим специальностям производится взамен сложившейся практики подготовки специалистов культурно-просветительского профиля.

ОСОБО ЦЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная консерватория имени П.И. Чайковского (Москва)

Академия русского балета имени А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург)

Государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург)