Железнодорожный транспорт в Российской Федерации играет исключительно важную роль. Более 75% общих перевозок грузов и 40% перевозок пассажиров осуществляется по железным дорогам.
Основными видами воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду являются: выбросы твердых, жидких и газообразных веществ во все компоненты среды; отчуждение территорий; потребление предприятиями и подвижным составом воды, топливных ресурсов и электроэнергии; шум и вибрация. Еще один потенциально опасный для окружающей среды вид воздействия — перевозка взрывчатых, химических и прочих опасных грузов.
Атмосферные выбросы предприятий железнодорожного транспорта содержат твердые вещества органического и неорганического происхождения: пыль, сажа — 50%, окись углерода — 23%, диоксид серы — 22%, диоксид азота — 3%, прочие (пары кислот и щелочей, фтористые соединения, углеводороды, сероводороды, ацетон, пары бензина, аммиак) — 2%. В последние годы объем выбросов в атмосферу существенно сократился благодаря структурным изменениям локомотивного парка — замене паровозов и тепловозов на электровозы.
Загрязнение почвенного покрова происходит при переливании топлива, при открытой перевозке сыпучих грузов. Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м3 сточных вод и выбрасывается 12 тонн сухого мусора.
Шум, создаваемый работой железнодорожного транспорта, достигает в среднем 65–75 децибел на расстоянии 25 м от оси пути.
При всех неблагоприятных воздействиях железнодорожного транспорта на природу все же следует отметить, что этот вид транспорта является экологически более чистым, чем автомобильный. Это объясняется, прежде всего, меньшим количеством вредных выбросов на единицу выполненной работы.
Воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду характеризуется степенью загрязнения вдоль железных дорог. Основными критериями оценки служат: объемы перевозимых грузов, наличие загрязняющих грузов, а также частота дви-жения пассажирских поездов.
К высокой степени загрязнения отнесены магистральные железные дороги с грузопотоком более 30 млн тонн в год в обоих направлениях и частотой движения пассажирских поездов от 20 до 45 пар в сутки. Ширина загрязняемой полосы может достигать 300 м.
К умеренной степени загрязнения отнесены железные дороги с грузопотоком 10–30 млн тонн в год и частотой движения пассажирских поездов от 10 до 20 пар в сутки. В эту категорию включены также дороги с грузопотоком менее 10 млн тонн в год, но по которым осуществляются перевозки грузов, загрязняющих окружающую среду: каменный и бурый уголь, металлические и неметаллические руды, нефть и нефтепродукты, минерально-строительное сырье и материалы.
Низка вероятность загрязнения вдоль железных дорог с грузопотоком менее 10 млн тонн в год и небольшой долей загрязняющих грузов, с частотой движения пассажирских поездов менее 10 пар в сутки.
Воздействие водного транспорта на окружающую среду связано, прежде всего, с потерей нефтепродуктов при погрузке и выгрузке, сбросами загрязненных вод, сносами сыпучих грузов с причалов, нарушениями дна водных объектов при работе земснарядов.
Степень воздействия речного транспорта на качество природных вод оценивается по трем категориям в зависимости от мощности пассажирских и грузовых потоков c учетом видов грузов, а также способности водных объектов к самоочищению (величины расхода воды в реках и объемов водоемов).
Высокой степени загрязнения рек водным транспортом пока не отмечается. К умеренной степени загрязнения отнесены судоходные реки, каналы и водоемы с грузопотоком 1–10 млн тонн за навигацию при значительной доле в грузах нефтепродуктов. Это, прежде всего, главные внутренние водные пути России: Беломорско-Балтийский канал, Волга с системой водохранилищ (ниже Твери), Кама (ниже Березников), Белая (ниже Уфы), Обь (от Новосибирска до Ханты-Мансийска), Иртыш (ниже Омска), канал им. Москвы и ряд других.
К слабой степени загрязнения отнесены водные объекты с грузопотоком 1–10 млн тонн при незначительной доле нефтепродуктов: Северная Двина, Енисей (от Красноярска до Игарки), Лена (от Киренска до устья Вилюя), Амур (от Благовещенска от устья Уссури), Онежское озеро, Рыбинское водохранилище и др.
К очень слабой степени загрязнения отнесены судоходные реки и водоемы с грузопотоком менее 1 млн тонн за навигацию: Дон (до Цимлянского водохранилища), большинство судоходных рек Северо-Востока России, озера Байкал, Обская губа, Ладожское озеро и др.
Транспортное загрязнение населенных пунктов оценено через косвенные показатели величины и структуры грузооборота этих пунктов.
К очень высокой степени загрязнения отнесены крупнейшие транспортные узлы России с грузооборотом от 20 до 50 млн тонн в год: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Уфа, Челябинск и др. К этой же категории отнесены железнодорожные узлы и морские (речные) порты с меньшим грузооборотом, но при значительной доле загрязняющих грузов: Магнитогорск, Новороссийск, Махачкала, Орск.
Высокой степенью загрязнения оцениваются крупные города России с общим грузооборотом от 5 до 20 млн тонн в год: Ростов-на-Дону, Казань, Тула, Астрахань, Чита, Хабаровск и др.
Транспортные узлы с грузооборотом от 1 до 5 млн тонн в год при значительной доле загрязняющих грузов отнесены к категории умеренной степени загрязнения: Курск, Смоленск, Псков, Саратов, Улан-Удэ и др.
К низкой степени загрязнения относятся прочие транспортно-распределительные пункты с грузооборотом менее 1 млн тонн в год, в основном, на слабо освоенной территории.