К середине 80–началу 90 гг. прошлого столетия неблагоприятная экологическая обстановка в России превратилась в один из важных факторов формирования общей социальной ситуации в стране. С этого момента можно говорить об острых специфических социально-экологических проблемах и массовых социально-экологических процессах, которые по своей сути являются опосредованным отражением в социальной жизни общества неудовлетворительного состояния окружающей природной среды.
Иными словами, в эпоху экологического кризиса стало очевидным наличие обратной связи во взаимодействии человека и природы: изменения окружающей среды под влиянием человеческой деятельности порождают экологические проблемы, которые, в свою очередь, влияют на все стороны жизни человеческих сообществ.
При этом латентность многих критически важных экологических процессов, трудность оценки ближайших и отдаленных последствий антропогенных воздействий приводят к тому, что социальные общности реально ощущают воздействие экологической ситуации, как правило, с запаздыванием, т. е. фактически уже в виде разнообразных угроз уровню и качеству жизни.
Социально-экологическая напряженность является характеристикой актуализации социально-экологических процессов в их взаимосвязи с реальной антропогенной нагрузкой на окружающую природную среду и позволяет оценить связь между, зачастую не воспринимаемыми человеком непосредственно, изменениями свойств и характеристик биосферы и реальной социальной жизнью.
Основным показателем социально-экологической напряженности для конкретной территории служит, во-первых, наличие в общественном сознании устойчивых и распространенных оценок, связывающих экологическую ситуацию с угрозой или фактическим ущемлением важнейших социальных и духовных потребностей населения, и, во-вторых, реализация населением соответствующих данному состоянию общественного сознания социальных действий.
Рост социально-экологической напряженности происходит путем последовательного прохождения ряда стадий:
– от «нулевого» уровня социально-экологической напряженности, которому соответствует сбалансированность условий и требований, порождаемых экологической ситуацией, а также намерений и ожиданий населения;
– до стадии явной социально-экологической напряженности, для которой характерно осознание населением антропогенной экологической ситуации как реально угрожающей его интересам, появление признаков готовности людей противостоять нежелательным изменениям, формирование «образа врага», распространение доминирующих представлений о перспективных путях нормализации экологической обстановки;
– и стадии социально-экологического конфликта, на которой завершается осознание населением глубокого несоответствия экологической ситуации его интересам и ценностям, проявляется готовность устранить данное несоответствие путем социального столкновения, предпринимаются целенаправленные конфликтные действия.
Как свидетельствует опыт, уровень социально-экологической напряженности на конкретной территории может быть достаточно лабильным и его надежное измерение обеспечивается только системой социально-экологического мониторинга.
В то же время практика государственного управления и экономического развития придает особую актуальность задаче многомерной комплексной классификации экологической и социальной обстановки в регионах и иных административно территориальных единицах, которая позволила бы одновременно непосредственно учитывать процессы в сфере общественного сознания, социальной жизни, а также объективные характеристики текущего состояния окружающей природной среды.
Основными причинами этого являются:
– необходимость оптимизации распределения федеральных и региональных ресурсов, выделяемых на цели охраны природы;
– потребность в достоверной оценке и прогнозе социальной реакции населения на текущее состояние и динамику изменений экологической ситуации в результате реализации государственной экологической, экономической и социальной политики;
– обеспечение социальной справедливости при законодательном установлении различных льгот и компенсаций.
К настоящему времени разработка теоретико-методических основ единой объективной комплексной оценки социально-экологической ситуации не завершена, вследствие практической невозможности сбора всей совокупности данных о номенклатуре и объемах локальных загрязнений биосферы; неизученности механизмов комплексного воздействия различных загрязняющих веществ на биосферу и человека; неизбежной условности выбора биоиндикаторов состояния природной среды; недостаточной обоснованности известных экономических показателей последствий загрязнений и др.
В качестве практического приближения к искомой процедуре многомерной классификации предлагается апробированная методика предварительной сравнительной оценки социально-экологической ситуации в различных регионах (административно-территориальных единицах) путем построения индекса социально-экологической напряженности и анализом показателя социальной активности населения.
Индекс социально-экологической напряженности на территории страны (региона) характеризует обеспокоенность населения территории экологической ситуацией во взаимосвязи с реальной антропогенной нагрузкой на окружающую природную среду и имеет вид:
(Пу + Ппгн + Па + Пв + Пп + Пон)/6,
где Пу — обобщенный показатель урбанизации; Ппгн — обобщенный показатель плотности городского населения; Па — обобщенный показатель загрязнения атмосферы; Пв — обобщенный показатель загрязнения вод; Пп — обобщенный показатель загрязнения почв; Пон — обобщенный показатель обеспокоенности населения экологической ситуацией.
Все обобщенные показатели измеряются по пятибальным шкалам в соответствии с приводимыми таблицами. Обеспокоенность населения определяется долей респондентов, сообщивших при массовом опросе о своей крайней обеспокоенности или неудовлетворенности экологической ситуацией в регионе. Оценка индекса социально-экологической напряженности в федеральных округах Российской Федерации выполнена применительно к типовым регионам.
Результаты расчетов по материалам 2003 года представлены на карте. Следует отметить, что по сравнению с предыдущими расчетами по материалам 2000 года довольно существенно увеличился индекс социально-экологической напряженности на Дальнем Востоке (от 1,9 до 3,7), что свидетельствует об увеличении социальной активности населения и ухудшении состояния окружающей среды.
Перспективным представляется использование показателя социальной активности населения, который характеризует долю лиц во взрослом населении, обеспокоенных состоянием экологической ситуации и предпринимающих действия, направленные на ее улучшение или адаптацию к ней.
По разным регионам величина этого коэффициента колеблется от 16 до 38% (максимум в Центральном и Дальневосточном федеральных округах).