Автомобильным транспортом выполняются грузовые и пассажирские перевозки, в основном, на короткие и средние расстояния. Высокая манёвренность автотранспортных средств позволяет осуществлять перевозки грузов и пассажиров без промежуточных погрузочно-разгрузочных работ и пересадки пассажиров. Наряду с этим себестоимость и удельная энергоёмкость грузовых перевозок автомобильным транспортом значительно выше, чем у железнодорожного и водного транспорта.
Автомобили выполняют большую часть грузовых перевозок на городских, пригородных и внутрирайонных линиях. На дальних межрайонных линиях автомобильным транспортом грузовые перевозки выполняются в случаях либо отсутствия других видов транспорта (северные и восточные регионы России), либо перевозок ценных и скоропортящихся грузов. В структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.
Пассажирские перевозки осуществляются автобусами международного, междугородного, пригородного, внутригородского сообщения, а также легковыми таксомоторами. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к значительному увеличению их доли в пассажирских перевозках. Автобусным транспортом обслуживается более 1 тыс. городов и поселков городского типа (1160 в 2004 г.) и почти 80 тыс. сельских населённых пунктов. Междугородный автобусный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным.
Значительное развитие в последнее время получили международные автомобильные перевозки. Международные пассажирские перевозки связаны, в основном, с предоставлением туристско-экскурсионных услуг. Доля грузовых автоперевозок в международном сообщении невелика – не более 0,5% общего объёма грузоперевозок, что связано с жёсткой конкуренцией на международном рынке автоперевозок, в частности, с высокими экологическими требованиями, которым не отвечают большинство производимых в России большегрузных автомобилей.
В структуре перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом общего пользования доля предприятий негосударственной формы собственности составляет для грузов более 85%, для пассажирских перевозок – более 12%.