Том 3

Хозяйство и экономическое развитие

Метрополитены. Справочные сведения

Строительство. Обоснованием в необходимости строительства нового метрополитена или продления существующей линии служит интенсивность пассажиропотоков, когда провозная способность городского наземного транспорта в этом направлении оказывается недостаточной. Экономически целесообразным считается объём перевозок, составляющий в одном направлении не менее 6–6,5 млн пассажиров в год на 1 км пути.

Разработке технического проекта предшествуют изыскательские работы, которые включают в себя комплекс мероприятий, обеспечивающих привязку трассы метрополитена к единой общегосударственной триангуляционной сети, проведение инженерно-геологических и гидрогеологических работ.

Трасса будущей линии выбирается в зависимости от плотности городской застройки и наличия подземных городских коммуникаций. Глубина заложения линий зависит от способа ведения работ — открытым способом (со вскрытием поверхности) при минимальной толщине засыпки над перекрытием, соответствующей глубине промерзания грунта, или закрытым способом при минимальной кровле пород над тоннелем. В старых густо застроенных частях города строятся трассы глубокого заложения, в новых районах, где чётко прослеживаются основные транспортные магистрали, обычно проектируется трасса мелкого заложения и располагается вдоль основных магистралей.

Станции строят на местах образования наибольших и концентрированных пассажиропотоков, а расстояния между ними зависят от густоты заселённости кварталов, наличия предприятий. Станции располагают друг от друга на расстоянии 1000–2000 м. В зависимости от геологических и гидрогеологических условий района строительства, густоты застройки, станции также могут иметь глубокое и мелкое заложения или быть наземными. По типам конструктивных форм станции подразделяются на однопролётные, двухпролётные, трехпролётные, многопролётные, односводчатые, двухсводчатые, трехсводчатые и многосводчатые. Своды станций опираются на ряды колонн, стены или образуют пилоны. Материалами для станционных обделок могут быть монолитный бетон, монолитный железобетон, чугунные тюбинги и стальные балки, железобетонные блоки сплошного и ребристого сечения. Кроме станций и перегонов сооружается другая наземная инфраструктура: электродепо, административно-хозяйственные здания, вентиляционные киоски.

Станция Маяковская
(город Москва)
Станция Суконная слобода
(город Казань)
Средства оплаты проезда

Московский метрополитен. За 15 лет после Октябрьской революции население столицы увеличилось на три четверти. Почти вдвое выросли трамвайные перевозки. На Пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 г. было принято развёрнутое решение о реконструкции столицы, в том числе и транспорта, предусматривающее строительство метрополитена.

Весной 1932 г. началось строительство первой очереди подземной магистрали. Одновременно с ходом строительства на специальных курсах велась подготовка кадров специалистов для эксплуатации первого в Советском Союзе метрополитена. Столичное метро сооружали более 500 промышленных предприятий. При сооружении первой линии метрополитена закладывались основы отечественного метростроения. Выбор способа проходки определялся не только инженерно-геологическими условиями, а прежде всего необходимостью сохранить нормальную жизнь города, т. е. сохранить нормальное уличное движение и нормальную работу инженерных коммуникаций.

Одновременно со строительством были начаты и работы по созданию отечественного электроподвижного состава для метрополитена. Учитывая зарубежный опыт, на Мытищенском машиностроительном заводе совместно с московским заводом «Динамо» были выпущены первые вагоны.

В октябре 1934 г. началась опытная эксплуатация участка Комсомольская–Красносельская–Сокольники. Здесь готовились кадры машинистов и их помощников, дежурных по станции и других работников, связанных с движением поездов. 5 февраля 1935 г. ночью первый пробный поезд проследовал по всей трассе. Линия протяжённостью 11,2 км проходила с севера на юг и имела 13 станций: Сокольники, Красносельская, Комсомольская, Красные ворота, Кировская (Чистые пруды), Дзержинская (Лубянка), Охотный Ряд, Библиотека имени Ленина, Дворец Советов (Кропоткинская), Парк Культуры, Коминтерн (Калининская/Александровский сад), Арбатская и Смоленская.

15 мая 1935 г. подземные поезда приняли первых пассажиров. К этому времени был утверждён план строительства второй очереди метрополитена, которая была пущена в эксплуатацию в 1938 г. Началось сооружение участков третьей очереди. В связи с наступлением немецко-фашистских войск на Москву строительство было заморожено и возобновилось только в 1942 г., а завершилось в конце войны. Все военные годы метрополитен служил не только транспортом для жителей Москвы, но и бомбоубежищем. По сигналу «воздушная тревога!» останавливалось движение и снималось напряжение с контактного рельса.

После войны строительство метро продолжилось. Были продлены все три линии первых очередей, сооружены новые: Кольцевая (1950–1954 гг.), Калужско-Рижская и Филёвская (с 1958 г.), Таганско-Краснопресненская (с 1966 г.), Серпуховско-Тимирязевская (с 1983 г.), Люблинская (с 1995 г.), Каховская (1969), Бутовская линии (2003 г.). В 2004 г. пущена в эксплуатацию линия Московской монорельсовой дороги. На метрополитене активно применяются новейшие технические достижения текущего времени: автоматические контрольные пункты (турникеты) (1958–1961 гг.), системы автоматического регулирования скорости, автоведения поезда, дефектоскопия пути (с 1960 г.). Электроника позволяет автоматизировать процесс управления движением поездов.

Метрополитен Санкт-Петербурга. После окончания строительства первой очереди метрополитена в Москве ленинградцы начали готовиться к сооружению такой же подземной магистрали. Вскоре началось строительство, которое должно было закончиться сдачей первой линии в 1942 г. Однако, война помешала осуществить проект. В 1941 г. было принято решение о консервации сооружения ленинградского метрополитена. Метростроевцы в годы войны сооружали легендарную переправу на Невском «пятачке», восстанавливали разрушенные железные дороги, мосты, вокзалы.

В 1946 г. по решению правительства строительство метрополитена в Ленинграде было возобновлено. 8 октября 1955 г. первый пробный поезд прошёл весь участок первой очереди длиной 10,8 км от станции Автово до станции Площадь Восстания.

15 ноября 1955 г. первая очередь Ленинградского метрополитена была введена в эксплуатацию. 1 июня 1958 г. Кировско-Выборгская линия (Линия 1) была продлена до станции Площадь Ленина, тем самым соединив все вокзалы города.

В 1961 г. открыто движение по участку Технологический институт–Парк Победы Московско-Петроградской линии (Линия 2). В ноябре 1967 г. введён в эксплуатацию участок Василеостровская–Площадь Александра Невского Невско-Василеостровской линии (Линия 3). Правобережная линия (Линия 4) открыта в 1985 г. В 1997–2005 гг. в строй вошёл участок Садовая–Комендантский проспект. В настоящее время этот участок эксплуатируется в составе Линии 4, но с открытием станций Спасская, Обводный канал, Звенигородская и Волковская он, согласно плану развития метрополитена, войдёт в состав Линии 5.

На Санкт-Петербургском метрополитене действует 10 уникальных по своему техническому решению станций, так называемого «закрытого типа». Эти станции вместо платформ имеют стены с автоматическими дверями, совмещёнными с дверями поезда. Такие станции дешевле в строительстве и безопасны в эксплуатации. Позже этот тип станций переняли некоторые зарубежные метрополитены. С 1965 г. на линиях Санкт-Петербургского метрополитена используется система автоматического ведения поезда.

Метрополитены Нижнего Новгорода и Новосибирска. Технический проект строительства первой очереди метрополитена в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) был утвержден в 1976 г. А уже через год 17 декабря 1977 г. была забита первая свая ограждения станции Ленинская. В пусковой комплекс 1-го участка первой очереди вошли линия протяжённостью 7,8 км с шестью станциями, депо и инженерный корпус. Ввод в эксплуатацию осуществлён 19 ноября 1985 г. Первый участок Автозаводской линии обеспечил скоростную связь между Московским вокзалом и тремя индустриальными районами города — Канавинским, Ленинским и Автозаводским. Первый участок Сормовской линии открыт в 1993 г. В настоящее время ведётся строительство моста через реку Ока, что позволит продлить метро в историческую часть города.

Решение о строительстве метро в Новосибирске было принято в 1978 г., а 12 мая 1979 г. в районе нынешней станции Октябрьская было торжественно начато строительство. 7 января 1986 г. открыты первые пять станций участка Красный проспект–Студенческая, депо и метромост через реку Обь. 31 декабря 1987 г. открыт участок второй линии, связавший железнодорожный вокзал с метрополитеном.

Метрополитены Самары, Екатеринбурга и Казани. В 1979 г. в Куйбышеве (ныне Самара) была создана Дирекция строящегося метрополитена, которая возглавила строительство метро. 25 декабря 1987 г. было открыто движение на первом участке протяженностью 4,5 км от станции Победа до станции Юнгородок.

В 1973 г. в центре Свердловска (ныне Екатеринбург) начались работы по изучению грунтов с целью подготовки трассы будущего метрополитена. 28 августа 1980 г. на площадке станции Уральская торжественно начаты строительные работы.

Первый пробный поезд прошёл от метродепо до станции Машиностроителей 30 декабря 1990 г. Движение было открыто 26 апреля 1991 г.

Екатеринбург — один из трёх городов России, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, имеющий в составе метрополитена станции глубокого заложения.

В 1996 г. по распоряжению правительств Российской Федерации и Республики Татарстан начались подготовительные работы к сооружению метрополитена в Казани. Строительные работы начались с 1999 г.

Скоростной трамвай
в Волгограде

К июню 2005 г. все тоннели пускового участка первой очереди включая 5 станций и электродепо были готовы. Открытие седьмого метрополитена России состоялось 27 августа 2005 г.

Скоростной трамвай в Волгограде. В 1984 г. в Волгограде открыта линия скоростного трамвая, связавшая центр города с Мамаевым Курганом и Тракторным заводом. Первые три станции этой линии были построены по строительным нормам метрополитена (1 на мосту и 2 подземные). В последствии были сооружены и в настоящее время готовы к открытию ещё три подземные станции. Все эти шесть станций в перспективе могут быть переоборудованы в полноценный метрополитен.

В настоящее время ведутся работы по строительству метрополитенов в Челябинске, Омске и Красноярске.