Образование — отрасль социально-культурной среды, обеспечивающая передачу знаний, формирование умений и навыков. По ряду показателей образование в Российской Федерации превосходит уровень многих высокоразвитых стран мира. Это относится к показателям уровня образования населения, обеспеченности образовательными учреждениями, численностью преподавательского состава, учащихся, студентов.
Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства.
Российская Федерация унаследовала от СССР развитую систему образования, которая имела сложную структуру. За годы советской власти по ряду показателей были достигнуты высокие результаты, в частности, по одному из главнейших показателей удовлетворения граждан в обязательном образовании — грамотности (грамотными при переписях населения считались лица, умеющие читать и писать, или только читать).
Россия провозгласила область образования приоритетной. В 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «Об образовании», сформулировавший основные принципы государственной политики в области образования:
— гуманистический характер образования;
— приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
— воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— общедоступность образования;
— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
— государственные гарантии бесплатного дошкольного, общего и начального профессионального образования;
— обязательность получения основного общего образования и др.
По закону система образования представляет собой совокупность сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, а также органов управления образованием. В Российской Федерации сложились следующие уровни образования:
— дошкольное образование;
— общее образование (начальное, основное среднее, полное среднее, дополнительное);
— профессиональное образование (начальное, среднее, высшее, дополнительное).
На развитии всех уровней образования сказалось снижение финансирования. С 1992 г. бюджетные расходы на образование уменьшились почти на треть (в сопоставимых ценах).
С начала 1990-х гг. система образования в Российской Федерации находится в стадии обновления, совершенствования и модернизации, преследуя основную цель — формирование качественно новой системы образования, соответствующей потребностям постиндустриального информационного общества, глобальным мировым процессам и способной конкурировать с системами образования передовых, развитых стран мира. Приоритетные направления:
— обеспечение государственных гарантий доступных и равных возможностей получения гражданами России образования;
— достижения современного качества образования;
— повышение профессионализма работников образования;
— развитие образования как открытой общественной системы при повышении роли всех участников общеобразовательного процесса — учащихся, педагогов, родителей.
Комплекс социально-экономических мер для обеспечения доступности образования на всех его ступенях предусматривает:
— разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федераций и органами местного самоуправления;
— придание муниципальным образовательным школам статуса государственных образовательных учреждений;
— введение адресных целевых выплат для учащихся из малообеспеченных семей;
— создание системы государственного субсидирования для расширения возможностей получения высшего и среднего профессионального образования;
— увеличение академических и социальных стипендий и др.