Том 3

Социальная сфера

Образование

Образование — отрасль социально-культурной среды, обеспечивающая передачу знаний, формирование умений и навыков. По ряду показателей образование в Российской Федерации превосходит уровень многих высокоразвитых стран мира. Это относится к показателям уровня образования населения, обеспеченности образовательными учреждениями, численностью преподавательского состава, учащихся, студентов.

Грамотность населения в возрасте 9-49 лет
(по данным переписей населения, в процентах)
Средняя
общеобразовательная школа
(город Владивосток)

Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства.

Российская Федерация унаследовала от СССР развитую систему образования, которая имела сложную структуру. За годы советской власти по ряду показателей были достигнуты высокие результаты, в частности, по одному из главнейших показателей удовлетворения граждан в обязательном образовании — грамотности (грамотными при переписях населения считались лица, умеющие читать и писать, или только читать).

Россия провозгласила область образования приоритетной. В 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «Об образовании», сформулировавший основные принципы государственной политики в области образования:

— гуманистический характер образования;

— приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

— воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— общедоступность образования;

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

— государственные гарантии бесплатного дошкольного, общего и начального профессионального образования;

— обязательность получения основного общего образования и др.

Уровень образования населения по возрастным группам
(на 1 000 человек соответствующей возрастной группы,
по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.)

По закону система образования представляет собой совокупность сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, а также органов управления образованием. В Российской Федерации сложились следующие уровни образования:

— дошкольное образование;

— общее образование (начальное, основное среднее, полное среднее, дополнительное);

— профессиональное образование (начальное, среднее, высшее, дополнительное).

На развитии всех уровней образования сказалось снижение финансирования. С 1992 г. бюджетные расходы на образование уменьшились почти на треть (в сопоставимых ценах).

Бурятские школьники

С начала 1990-х гг. система образования в Российской Федерации находится в стадии обновления, совершенствования и модернизации, преследуя основную цель — формирование качественно новой системы образования, соответствующей потребностям постиндустриального информационного общества, глобальным мировым процессам и способной конкурировать с системами образования передовых, развитых стран мира. Приоритетные направления:

— обеспечение государственных гарантий доступных и равных возможностей получения гражданами России образования;

— достижения современного качества образования;

— повышение профессионализма работников образования;

— развитие образования как открытой общественной системы при повышении роли всех участников общеобразовательного процесса — учащихся, педагогов, родителей.

Комплекс социально-экономических мер для обеспечения доступности образования на всех его ступенях предусматривает:

— разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федераций и органами местного самоуправления;

— придание муниципальным образовательным школам статуса государственных образовательных учреждений;

— введение адресных целевых выплат для учащихся из малообеспеченных семей;

— создание системы государственного субсидирования для расширения возможностей получения высшего и среднего профессионального образования;

— увеличение академических и социальных стипендий и др.