Общее число общеобразовательных школ на 2005/2006 учебный год составляло 63,2 тыс. с числом учащихся 15,6 млн человек. Число детей, обучающихся в негосударственном секторе, постепенно увеличивается.
Характерным показателем современного общего образования является вариативность общеобразовательных учреждений в связи с переходом на образование по выбору:
— школы с углубленным изучением отдельных дисциплин;
— лицеи (охватывают учащихся 8–11-х классов), ориентированные, преимущественно на естественно-научные и физико-математические дисциплины и готовящие своих выпускников в технические вузы;
— гимназии (охватывают учащихся 5–11-х классов) и гимназические классы, преимущественно гуманитарного характера, ориентированные на традиции классического образования.
В связи с кардинальным обновлением в последние годы содержания образования появились новые (вариативные) учебники по всем дисциплинам, введены такие курсы, как основы художественной культуры, история религии, экономика и бизнес и др., получили распространение авторские программы обучения.
Сеть национальных школ включает учебные заведения, дающие образование на родном языке, а также школы, предоставляющие образовательные услуги по обучению национальному языку, как предмету.
В связи с планируемым переходом на 12-летнее обучение в средней школе ведется разработка новых подходов к начальному образованию, которое в настоящее время объединяет 2 типа школ: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет).
Несмотря на ряд негативных тенденций (сокращение сети сельских школ, обучение учащихся во вторую смену, недостатки в благоустройстве школ и неудовлетворительная материально-техническая база), с середины 1990-х годов выросла престижность образования и понимание его необходимости.
Учреждения дополнительного образования детей самостоятельно разрабатывают программы деятельности, определяют структуру, численность детских и педагогических коллективов. Основные их виды:
— центры творческого развития, внешкольной работы, оздоровительно-образовательные, профильные;
— дома (дворцы) детского творчества, учащейся молодежи;
— станции (юных натуралистов и т.д.);
— клубы, детские студии (по видам искусства);
— детские парки;
— музеи;
— оздоровительно-образовательные лагеря.
В финансировании общего образования основную часть финансовых ресурсов составляют бюджетные средства. Внебюджетные средства образуются из платы за обучение в негосударственных школах, а также поступлений от платных дополнительных услуг.