Государственная система детских дошкольных учреждений Российской Федерации включает 4 типа: ясли, ясли-сад, детский сад, комплекс «школа — детский сад». Наряду с этим введена дифференциация дошкольных учреждений по видам и категориям:
— с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;
— присмотра и оздоровления;
— комбинированного вида;
— для детей с различными нарушениями здоровья;
— центры развития.
С 1994 г. проявились позитивные тенденции в развитии дошкольного образования. Особое внимание уделяется развитию новых форм организации дошкольного образования: начат всероссийский эксперимент по организации воспитания на основе кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении, создаются частные учреждения, работающие по оригинальным методикам и авторским программам. Растет сеть комплексных образовательных учреждений, целью которых является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, увеличивается число национальных дошкольных учреждений, осуществляющих образование на родном языке.
Наметившееся сокращение в 1990-х гг. сети дошкольных учреждений и охвата ими детей в возрасте 1–6 лет, связанное с демографическими проблемами, снижением финансовых возможностей муниципалитетов по содержанию дошкольных учреждений, отказом родителей от услуг этих учреждений, в последнее время удалось стабилизировать.
Финансирование дошкольного образования производится из бюджетных средств, средств предприятий, на содержании которых находятся ведомственные учреждения, родительской платы, вносимой на содержание детей в дошкольных учреждениях.