В классических университетах имеется от 10 до 70 специальностей, по которым ведется обучение. Университеты, где специальностей больше 70 или меньше 10, единичны. Специальности группируются следующим образом:
— естественнонаучные — имеются во всех университетах, количество направлений специализации от 1–3 до 25–37 (Казанском, Санкт-Петербургском, Московском государственных университетах);
— гуманитарно-социальные — от 2–3 до 12–17 направлений специализации;
— педагогические — как отдельная группа — отсутствуют в 20-ти государственных университетах, в остальных представлены или немногими направлениями (1–5) или широким спектром направлений, что придает государственному университету общую окраску педагогического вуза. Как правило, такие университеты и были созданы на основе полноценных региональных педагогических университетов;
— медицинские, представлены 1–4 направлениями только в 20-ти государственных университетах;
— культура и искусство, как и группа медицинских специальностей, имеется далеко не во всех государственных университетах (нет в 31-м). Количество направлений от 1 до 8, обычно — 2–4;
— экономика и управление — подготовка по этой групп специалистов ведется практически во всех государственных университетах, нередко более чем по 10-ти направлениям, обычно — по 4–8;
— сельское и лесное хозяйство, редкая и во многом случайная для государственных университетов группа специальностей. Имеется в 32 государственных университетах, в которых она представлена как правило 1–3 направлениями только в Новгородском, Калмыцком, Марийском, Мордовском и Ульяновском государственных университетах 5–10 направлениями;
— техника и технология, по месту и значению этой группы специальностей государственные университеты четко делятся на две категории. К первой категории относятся те, в которых количество направлений подготовки превышает 10–15, а иногда достигает 30 и более: Пензенский — 32, Оренбургский — 39, Тульский — 59, Южно-Уральский — 67. Во всех этих случаях именно технические специальности определяют лицо государственного университета по сути превращая его в мощный технический (технологический) вуз. Ко второй категории можно отнести государственные университеты, в которых количество направлений подготовки по техническим специальностям не превышает 1–5 или (в 23 государственных университетах) отсутствует совсем;
— междисциплинарные специалисты — группа объединяет направления подготовки специалистов для социальной, юридической, информационной, коммерческой, таможенной и т. п. деятельности. Подготовка ведется почти во всех государственных университетах по 2–5-ти направлениям, иногда по 9–10 (Алтайский, Иркутский, Оренбургский, Дальневосточный, Санкт-Петербургский, Томский и Удмуртский).
В целом особенности профиля государственного университета, а тем самым и его место в системе вузов определяется внутренним разнообразием таких групп специальностей, как естественнонаучные, гуманитарно-социологические, педагогические и технические (технологические) и «весом» каждой из этих групп в общем наборе специальностей в государственном университете.
Большинство классических университетов имеет филиалы, как правило, в своем регионе, но иногда и далеко за его пределами. Филиалы государственных университетов имеются более чем в 150 городах и поселках. Количество филиалов колеблется от 1–3 до 10–14 (Кубанский — 13, Дагестанский — 11, Тюменский — 14, Южно-Уральский — 10).
По специализации подготовки филиалы можно разделить на следующие типы:
— обучение ведется по одной группе специальностей. Это может быть: естественнонаучная или гуманитарно-социальная, педагогическая, экономики и управления, техническая;
— обучение ведется по двум специальностям: гуманитарно-социальным и экономики и управления; педагогическим и экономики и управления; естественнонаучным и техническим или гуманитарным и техническим.
— обучение ведется по двум и более группам специальностей. При этом по количеству специальностей преобладают: гуманитарно-социальные или педагогические, или экономики и управления и технические;
— обучение ведется по трем и более группам специальностей без преобладания какой-либо из них.