За истекшее 10-летие в развитии гостиничного хозяйства страны произошли положительные перемены. Было построено или реконструировано около 100 гостиничных предприятий, сертифицированных на уровне 4-5 звезд. На российский рынок гостиничных услуг вышли международные управляющие компании, работающие с такими известными марками, как “Шератон”, “Хайятт”, “Мариотт”, “Редиссон”, “Кемпински”, “Рамада”, “Новотель”, “Ритц” и др. В большинстве крупных городов страны, прежде всего в столицах и центрах субъектов Российской Федерации, появились отели, рассчитанные на прием иностранцев с туристскими и деловыми целями. Особое место среди них занимают Москва, на долю которой приходится около половины номерного фонда и более 60% доходов гостиничного хозяйства страны, а также Санкт-Петербург.
Сектор размещения образует ядро туристской индустрии, во многом определяя развитие въездного и внутреннего туризма в стране. На конец 2003 г. в Российской Федерации насчитывалось 3916 гостиниц и аналогичных средств размещения, располагавших в общей сложности 177,2 тыс. номеров и 364 тыс. мест. За 2003 г. средства размещения гостиничного типа предоставили 45,5 млн ночевок.
Дальнейшее развитие гостиничного сектора требует решения ряда проблем. Одна из них – диспропорции в структуре гостиничного хозяйства. Сохраняется острейший дефицит, особенно в высокий сезон, современных гостиниц туристского класса (категории 2-3 звезды).
Другая проблема состоит в низкой загрузке существующего номерного фонда на уровне 34% в 2003 г. Гостиничные номера простаивают вследствие короткого туристского сезона (от 1,5 до 3 месяцев в зависимости от района), а также невысокого уровня комфортности большинства гостиниц и слабой диверсификации предоставляемых ими услуг. В зависимости от состояния материально-технической базы и уровня обслуживания гостиницы в Российской Федерации делятся на категории от одной до пяти звезд. Основная масса отелей относится к классу некатегорийных (82,9%).
Средства размещения характеризуются высокой степенью морального и материального износа. Средний коэффициент износа гостиничной базы составляет около 70%. Она нуждается в капитальном ремонте и модернизации. Повышение загрузки существующих гостиниц, помимо роста качества обслуживания, расширения ассортимента услуг и обновления основных фондов, предполагает новые маркетинговые подходы к формированию турпродукта с учетом сезонных колебаний спроса на услуги размещения. Речь идет о развитии инсентив (поощрительного) туризма, конгрессного туризма, а также событийного туризма на основе культурно-массовых и спортивных мероприятий, о создании и продвижении привлекательного межсезонного турпродукта (зимнего, каникулярного).