Сфера начального профессионального образования является одним из основных источников подготовки квалифицированных кадров, переподготовки высвобождаемого и незанятого населения.
Согласно Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) профессионально-технические училища (ПТУ) были преобразованы в профессиональные училища (ПУ); затем, в процессе реформирования системы начального профессионального образования профессиональные училища преобразуются в два типа: профессиональное училище и профессиональный лицей. Число учебных заведений начального профессионального образования и численность учащихся в них за последние годы сокращаются при увеличении количества обучающихся за плату.
В настоящее время растёт доля населения со средним профессиональным образованием. Бюджетная поддержка этого вида образования составляет 4% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование.
С конца 1990-х годов осуществляется переход от унитарной системы профессионально-технического образования к многообразию видов профессионально-технических учебных заведений: созданы технические колледжи, лицеи, высшие профессиональные училища, коммерческие училища, бизнес-школы.
На начало 2005/2006 учебного года в Российской Федерации работало 217 негосударственных средних специальных учебных заведений с численностью студентов в них 117,7 тыс. человек, на 22 тыс. человек больше, чем в 2004/2005 учебном году.
В настоящее время увеличиваются требования к уровню профессиональной подготовки рабочих и специалистов в системе профессионально-технического образования. Значительно возросла подготовка специалистов среднего звена технического профиля, прием учащихся на специальности информатики и вычислительной техники. По состоянию на 1 октября 2005 г. направления на работу получили 94,9 тыс. специалистов, окончивших на бюджетной основе очные отделения средних специальных учебных заведений.