К началу 1990 г. все республики СССР вслед за РСФСР приняли декларации о суверенитете. 1 ноября Верховный Совет РСФСР обсуждал закон по переводу в собственность России находящихся на её территории природных ресурсов. Усиление центробежных тенденций наблюдалось в течение всей осени 1990 г. во всех без исключения республиках СССР.
После одностороннего перехода правительства РСФСР к программе рыночных преобразований между центром и республикой началась «война законов». Экономический кризис углублялся, на местах из двух соперничавших структур получали порой взаимоисключающие распоряжения.
В этой обстановке руководство СССР сделало ставку на идею заключения нового Союзного договора. В феврале 1991 г. стремление республик сохранить единое пространство постепенно переходит на уровень заключения межреспубликанских отношений без союзного центра. С целью сохранения Союза 17 марта 1991 г. был организован референдум, в котором приняло участие 148,6 млн человек или около 80% имевших право голоса граждан. 113,5 млн человек или 76,4% высказались за сохранение СССР. Итоги референдума не внесли ясности в ситуацию с федеральными отношениями. Эстония, Литва, Латвия, Молдавия и Армения не приняли участия в голосовании.
Процесс многочисленных встреч по согласованию текста нового Союзного договора, который проходил в Ново-Огарёво в мае–июле 1991 г., выявил значительные противоречия и расхождения как в позиции республик, так и в отношениях между ними и союзным центром. Текст Союзного договора, опубликованный 14 августа 1991 г., носил крайне противоречивый характер. Ряд руководителей СССР, резко возражая против подписания договора в отсутствие президента СССР М.С. Горбачева в Москве (он отдыхал в Крыму), 19 августа 1991 г. создали Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Российские политики (Б. Н. Ельцин, исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР, Р. И. Хасбулатов и И.И. Силаев) в своём заявлении «К гражданам России» назвали ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворотом» и потребовали созыва чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства, которое поддерживало большинство людей. Лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд. Августовский «путч» стал тем событием, после которого центробежные процессы вышли на качественно новый уровень. Начался распад СССР. 20 августа 1991 г. парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости. До конца августа такие же документы были приняты в Латвии, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Киргизии, Узбекистане.
Союзные республики | Даты принятия документов о государственном суверенитете | Дата провозглашения независимости |
---|---|---|
Азербайджан | 23 сент. 1989 | 30 авг. 1991 |
Армения | 28 мая 1989 | 23 сент. 1991 |
Белоруссия | 27 июля 1990 | 25 авг. 1991 |
Грузия | 9 марта 1990 | 9 апр. 1991 |
Казахстан | 25 окт. 1990 | 16 дек. 1991 |
Киргизия | 15 дек. 1990 | 31 авг. 1991 |
Латвия | 28 июля 1989 | 21 авг. 1991 |
Литва | 18 мая 1989 | 11 марта 1990 |
Молдавия | 23 июня 1990 | 27 авг. 1991 |
Россия | 12 июня 1990 | 12 дек. 1991 |
Таджикистан | 24 авг. 1990 | 9 сент. 1991 |
Туркмения | 22 авг. 1990 | 27 окт. 1991 |
Узбекистан | 20 июня 1990 | 31 авг. 1991 |
Украина | 16 июля 1990 | 24 авг. 1991 |
Эстония | 16 нояб. 1988 | 20 авг. 1991 |
8 декабря 1991 г. в городе Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых государств (статья 1). В Соглашении констатировалось, что Союз Советских Социалистических Республик (СССР) как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование.
Входившие в состав СССР союзные республики стали независимыми государствами с границами, в которых они существовали к моменту обретения независимости.
Постановлением Верховного совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2015-1 «О денонсации Договора об образовании СССР» денонсирован «Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик», утвержденный 1 съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г. в городе Москве. Настоящее Постановление признано утратившим силу Постановлением Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. № 156-II.
21 декабря 1991 года в городе Алма-Ата новые независимые государства — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина — равноправных началах и как Высокие Договаривающие Стороны подписали Протокол к «Соглашению о создании Содружества Независимых Государств», подписанный Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной 8 декабря 1991 года в городе Минске.
25 декабря 1991 г. был принят закон РСФСР (№ 2094-1) «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая республика». Верховный Совет РСФСР постановляет: Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая республика (РСФСР) впредь именовать Российская Федерация (Россия). Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны (Конституция Российской Федерации, статья 1).
Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» закреплены основы конституционного строя государства «Российская Федерация».
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием был принят основной закон государства — Конституция Российской Федерации.
Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Главой государства является Президент Российской Федерации, избираемый гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательным органом является Федеральное собрание — парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, состоящим из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.