Том 3

Хозяйство и экономическое развитие

Машиностроительный комплекс. Справочные сведения

Машиностроительный комплекс

Машиностроение и металлообработка включают такие крупные подотрасли, как энергетическое, электротехническое, автомобильное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроительную и инструментальную промышленность и др. Отрасль определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации, обеспечивает функционирование ведущих отраслей экономики – топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, агропромышленного комплекса, оборонных отраслей, строительства, а также наполнение потребительского рынка.

Машиностроение – основа технического оснащения всех отраслей промышленности и показатель развития экономики страны. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и др.), производительность труда, технический прогресс, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства, материальное благосостояние народа.

В СССР машиностроение занимало 1-е место в промышленности по объёму выпускаемой продукции, стоимости основных производственных фондов и численности рабочих, занятых на предприятиях.

С 1991 г. начался период общего спада производства, в т. ч. и в машиностроении. Медленное формирование новой законодательной базы, переход к свободным рыночным ценам, отказ от действующей в СССР системы заказов, разрыв кооперационных связей между бывшими республиками СССР и социалистическими странами, входившими ранее в Совет экономической взаимопомощи, сдерживали развитие машиностроения. Но уже в 1995–2000 гг. выпуск продукции отрасли увеличился в сопоставимых ценах на 14,7%.

Позитивные изменения, проявившиеся после кризиса 1998 г, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и внутренняя социально-экономическая стабильность обусловили положительную динамику развития отрасли. Постепенный подъём производства в отрасли связан, в первую очередь, с увеличением спроса на отечественную продукцию.

Произошли изменения и в структуре производства. Уменьшилась доля автомобильной промышленности, что связано со снижением темпов роста (103,3%) по отношению к среднеотраслевым (120%), возросла доля тяжёлого, энергетического, транспортного, химического, нефтяного машиностроения, электротехнической промышленности и приборостроения.

Прекратился спад производства в станкостроительной и инструментальной промышленности в основном за счёт увеличения поставок оборудования на экспорт, расширение номенклатуры и освоения новых видов высокопроизводительного конкурентноспособного оборудования и инструментов, пользующихся спросом.

Основными факторами, обусловившими рост производства в отрасли, явились:

– существенный рост инвестиционного спроса;

– продолжение процессов импортозамещения;

– проведение работ по оптимизации мощностей;

– реструктуризация активов предприятий;

– начало модернизации и перевооружения производственного аппарата в промышленности и самом машиностроении;

– освоение новых видов техники;

– возросшие объёмы поставок на экспорт многих видов машиностроительной продукции;

– возрастание конкурентных преимуществ отечественной продукции, в основном по параметрам цена — качество.

Предприятия электротехнической промышленности производят энергетическое оборудование, электромоторы, разнообразные кабели и провода, электротермическое оборудование и др. – всего свыше 35 тыс. видов продукции. Этим оборудованием комплектуется большая часть выпускаемых в стране машин и механизмов, промышленных предприятий разных отраслей экономики.

Производство энергетического оборудования — одна из наиболее активно действующих подотраслей машиностроения. Предприятия оснащены уникальным оборудованием и могут производить практически любые современные виды генерирующего оборудования для электростанций разного типа. Они имеют экспортные заказы и производят оборудование для потребителей внутри страны.

Для транспортного машиностроения характерен большой тираж производства готовой продукции, ориентация на потребительский рынок, а также влияние на обороноспособность страны, уровень развития сельского хозяйства и т. п.

В 1990-е гг. география российского автомобилестроения заметно трансформировалась : появились заводы по выпуску легковых автомашин в Ростовской, Ленинградской и Калининградской областях, изменилась структура производства автомашин в других регионах. В то же время, по-прежнему, ключевым для отрасли регионом, где выпускается почти 3/4 легковых автомобилей, остается Самарская область.

Размещение самых первых крупных предприятий российской автомобильной промышленности было приурочено к развитым машиностроительным центрам. В 1924 г. заработал завод в Москве (АМО ЗИЛ), а в 1929 — 1932 гг. было построено предприятие в Нижнем Новгороде (ГАЗ). До сих пор на ГАЗ приходится больше половины выпуска грузовых автомашин в России. На том же заводе производятся «Волги», вследствие чего Нижегородская область стабильно находится на втором месте по выпуску легковых автомашин.

Заметный сдвиг в географии российской автомобильной промышленности произошел в годы Великой Отечественной войны, когда оборудование с московского завода было эвакуировано на Урал и Поволжье, где теперь действуют УралАЗ (город Миасс, Челябинская область) и УАЗ (город Ульяновск). После войны появились и новые заводы легковых автомобилей — в столице создан Московский завод малолитражных автомобилей (позднее АЗЛК, выпускавший до своего банкротства автомобили «Москвич»), затем «Ижмаш» в Ижевске, СеАЗ в Серпухове (автомобили особо малого класса «Ока») и др.

Больше 2/3 выпуска автобусов приходится на Нижегородскую область, где наряду с малогабаритными автобусами предприятия, расположенного в Павлово, выпускаются микроавтобусы «ГАЗель» на Горьковском автозаводе.

На Нижегородскую область приходится и значительная доля производства грузовиков (около 60%). Около 15% производства грузовиков приходится на Республику Татарстан («КАМАЗ»).

Морское судостроение сконцентрировано преимущественно в прибрежной зоне. Основные мощности отрасли сосредоточены на Балтике.Важнейший центр морского судостроения – город Санкт-Петербург, где находятся несколько судостроительных заводов и предприятия по производству судовых двигателей, навигационного и другого оборудования. Санкт-Петербург — также важнейший центр по подготовке кадров моряков. Заводы морского судостроения есть в Выборге и Калининграде. В Азово – Черноморском бассейне судоремонтные заводы действуют в Туапсе и Новороссийске. Во внутренних районах Европейской части России морское судостроение представлено в Ярославле, Зеленодольске, в бассейне Каспийского моря — в Астрахани и Волгограде. На Дальнем Востоке главный центр морского судостроения — Комсомольск-на-Амуре, менее крупные — Николаевск-на-Амуре и Владивосток. Судоремонтные заводы имеются в Советской Гавани, Находке, Петропавловске-Камчатском, Большом Камне и других портах. В Северном бассейне важнейший центр морского судостроения — Северодвинск; судостроительные заводы работают в Североморске и Архангельске, судоремонтные — в Кандалакше, Новодвинске, Мурманске.

Речное судостроение рассредоточено по бассейнам основных судоходных рек.

Важнейшие подотрасли сельскохозяйственного машиностроения — тракторостроение и комбайностроение.

Предприятия приборостроения и электроники, входящие в оборонно-промышленный комплекс, способны производить малыми сериями уникальную по качеству и возможностям элементную базу, на основе которой собирают системы управления ракетами, управляющие комплексы для вооруженных сил и др.

Инновационная деятельность предприятий машиностроения в последнее время была направлена на расширение ассортимента продукции, улучшение качества продукции и услуг, сохранение традиционных рынков сбыта. Более высокая инновационная активность проявляется на крупных предприятиях (с численностью персонала от 1000 до 5000 чел.).

С 2000 г. в машиностроении начался прирост численности работающих, которая возросла практически во всех отраслях машиностроения.

Главная цель развития отрасли — трансформация в совокупность хозяйствующих субъектов, гибко реагирующих на изменения конъюнктуры рынка, способных производить конкурентную технику и на этой основе обеспечивать процессы модернизации технической базы производства и роста его объёма опережающими, по сравнению с другими отраслями промышленности, темпами.