Том 3

Хозяйство и экономическое развитие

Оптовая торговля

Оптовая торговля вступила в качественно новый этап развития в 1991 г., когда было упразднено централизованное распределение продукции, приняты Законы РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР». В этот период начали создаваться организационные формы институтов оптовой торговли, а оптовые цены стали регулироваться спросом и предложением.

Удельный вес оптовой торговли в формировании валового внутреннего продукта Российской Федерации в последние годы увеличивается, при этом доля оптовой торговли превышает долю розничной торговли и общественного питания.

Более половины валовой добавленной стоимости, создаваемой в торговле, приходится на оптовую торговлю, и эта доля растет.

Рыночную оптовую торговлю представляют оптовые организации и предприятия:

— специализирующиеся на оптовой торговой деятельности и осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену (так называемые независимые торговцы);

— посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности переход к ним права собственности на товар (дистрибьюторы),—организаторы торгового оборота.

Основная задача независимых торговцев — создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных производителей и розничных торговцев.

Посреднические оптовые структуры выступают в качестве предприятий-брокеров или предприятий-агентов (дистрибьюторов), которые действуют по поручению клиента. Основной предмет деятельности таких предприятий — информационное обеспечение.

Важный элемент оптовой инфраструктуры — организаторы торгового оборота (товарные биржи, торговые дома, оптовые ярмарки, аукционные дома, оптовые рынки), основная задача которых заключается в создании условий для организации оптовой торговли.

Биржевая деятельность в России регулируется федеральным законом «О товарных биржах и биржевой торговле».

Действующие товарные биржи - в основном биржи реального (наличного) товара, отличительными чертами которых являются регулярность проведения торгов в определенном месте. На биржевых торгах в 2004 г. преобладала продажа продукции агропромышленного комплекса (77,2% биржевого оборота), металлов и металлоизделий (6,5%), средств железнодорожного, воздушного и водного транспорта (3,4%), древесины, бумаги и картона (3,2%). Изменение в 2004 г. структуры биржевого оборота по сделкам с реальным товаром было вызвано увеличением в 1,7 раза оборота по фьючерсным сделкам по операциям с топливом и нефтепродуктами.

Оптовые компании представляют покупателям не только товары, но и широкий спектр сопутствующих услуг: реклама в месте продажи, организация мероприятий по стимулированию продаж, доставка товара, предпродажная подготовка, в т.ч. фасовка и упаковка товара под торговой маркой розничного предприятия или розничной сети.

На рынке технически сложных товаров оптовые компании организуют при поддержке производителей сервисные центры.

Объем накопленных иностранных инвестиций на начало 2005 г. в организациях оптовой торговли, осуществляющих внешнеторговые операции, составил 14,3 млрд долларов США и возрос по сравнению с предыдущим периодом на 26%; в организациях, осуществляющих продажу потребительских товаров-5,5 млрд долларов США (возрос на 5%); в организациях, осуществляющих продажу продукции производственно-технического назначения — 1,4 млрд долларов США ( возрос в 2,3 раза). Иностранные инвестиции в организации оптовой торговли, осуществляющие внешнеторговые операции, в 2004 г. составили 8,5 млрд долларов США, или на 47,6% больше, чем в 2003 г. В 2004 г. в общем объеме инвестиций в оптовую торговлю наибольшая доля приходилась на Великобританию (3,3 млрд долларов США), Люксембург (3,0 млрд долларов США), Францию (1,2 млрд долларов США).

В организации оптовой торговли, осуществляющие продажу потребительских товаров, в 2004 г. поступило из-за рубежа 4,2 млрд долларов США, в том числе из Кипра — 1,1млрд, из Германии 0,7 млрд долларов США.

В оптовую торговлю продукцией производственно-технического назначения в 2004 г. поступило 900 млн долларов США, из которых 84,3% приходилось на Кипр.

ОБОРОТ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Оборот организаций оптовой торговли в 2004 г. составил 9459,6 млрд рублей.

Помимо организаций оптовой торговли перепродажу продукции осуществляют организации других отраслей экономики, с учетом которых общий оборот оптовой торговли в 2004 г. составил 11 433,9 млрд рублей. В 2004 г. наибольший удельный вес в обороте оптовой торговли приходился на оптовые организации городов Москва (36,3%) и Санкт-Петербург (5,7%), Московской области (5,8%), Тюменской области (4,5%), Свердловской области (4,3%), Самарской области (3,7%), Ростовской области (2,9%), Нижегородской области (2,7%), Омской области (2,5%), Кемеровской области (2,4%). В Красноярском крае, Волгоградской области, в Республике Татарстан (Татарстан), в Ярославской области, Пермском крае, Краснодарском крае, Новосибирской и Челябинской областях оборот составлял от 1,0% до 1,8% его объёма по стране.

Прочное место в оптовой торговле занимает малый бизнес — малые предприятия, которые формируют около половины оборота оптовой торговли.

В негосударственном секторе экономики формируется почти весь оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли (в 2004 г. — 98,9%, в том числе в частном секторе — 66,9%).

Наибольшую долю в обороте оптовой торговли крупных и средних организаций также занимает частный сектор ( в 2004 г. — по 57,8% для организаций, осуществляющих продажу потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения. Доля оптового оборота организаций государственной и муниципальной форм собственности незначительна и в последние годы практически не изменяется. В последние годы наибольшая доля в формировании оборота организаций оптовой торговли приходилась на организации, осуществляющие торговлю несельскохозяйственными промежуточными продуктами (включая топливо), отходами и ломом ( в 2004 г. — 36,1% и 35,5% соответственно), а наименьшая - на организации, осуществляющие торговлю сельскохозяйственным сырьём и живыми животными (в 2004 г. — 1,3% и 1,2% соответственно).

В структуре поставок товаров, работ и услуг для государственных нужд в последнее время наибольший удельный вес приходился на строительно-монтажные, проектно-изыскательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и затраты на капитальный ремонт (33,3% в 2004 г.), на услуги по предоставлению тепло- и электроэнергии, транспорта и связи (6,1% в 2004 г.). Среди потребительских товаров преобладала поставка лекарственных средств, автомобильного бензина, мяса и птицы, цельномолочной продукции; среди продукции производственно-технического назначения – дизельного топлива, сетей, систем, комплексов и вычислительных машин, угля и продуктов его переработки.

В настоящее время активно формируется один из важнейших элементов экономики — электронная торговля, основанная на развитии Интернета. Многие корпоративные пользователи достаточно подготовлены к применению информационно-телекоммуникационных технологий в коммерции.