Том 3

Хозяйство и экономическое развитие

Услуги населению

К услугам относится всякий труд, непосредственно удовлетворяющий нужды индивидуального потребителя (клиента). Сфера услуг занимает видное место в хозяйственном комплексе страны, являясь самостоятельным объектом приложения труда и одним из источников потребляемых населением благ.

С экономической точки зрения сфера услуг необходима для воспроизводства рабочей силы и содействия повышению производительности труда. В сфере услуг занята значительная часть всех трудовых ресурсов страны.

С социальных позиций сфера услуг способствует наиболее полному и всестороннему удовлетворению потребностей современного человека и высокому уровню его жизни.

Услуги, потребляемые населением в современном обществе, оплачиваются из трёх источников:

1) потребитель платит за услугу сам, как за рыночный товар (платные услуги из своих доходов);

2) услуги оплачивает государство из части валового национального продукта, выделяемой в фонд потребления;

3) государство оплачивает лишь часть полной стоимости услуг, делая их льготными для всех членов общества или для определённых групп населения (многодетные семьи, пенсионеры, школьники и т.д.).

На объём потребления услуг в разной мере воздействуют следующие факторы:

— уровень денежных доходов населения для удовлетворения платных услуг и объём общественных фондов потребления, выделяемых государством из национального дохода для расходования на льготные и бесплатные услуги;

— нуждаемость населения в услугах;

— природные факторы, в основном климатические;

— условия и режим труда различных групп населения;

— состав населения (по полу и возрасту, семейному положению, по уровню рождаемости и смертности и т.д.);

— национальные и региональные традиции образа жизни населения;

— уровень развития дорожной сети;

— особенности расселения.

Под платными услугами понимаются полезные результаты разнородной деятельности, осуществляемой производителями услуг по заказу потребителей. На услуги изготовлению различных предметов по индивидуальным заказам, услуги фотографий и другие, результат которых хранится на материальных носителях (дискетах, магнитных лентах, бумаге и т.п.) могут распространяться права собственности. Услуги являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, которые покрывают издержки производителя услуг и обеспечивают ему прибыль.

Виды платных услуг:

— бытовые услуги;

— услуги пассажирского транспорта;

— услуги связи;

— жилищные услуги;

— коммунальные услуги;

— услуги учреждений культуры;

— туристско-экскурсионные услуги;

— услуги физической культуры и спорта;

— медицинские услуги;

— санаторно-оздоровительные услуги;

— ветеринарные услуги;

— услуги правового характера;

— услуги системы образования.

Показатель «Объём платных услуг» отражает объём потребления населением различных видов услуг и измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает потребитель и которая полностью или частично компенсирует или оплачивает расходы по потреблению услуг.

Производителями платных услуг выступают официально зарегистрированные организации любой организационно-правовой формы и любой формы собственности, которые специализируются, как на оказании услуг, так и те, для которых оказание услуг не является основной деятельностью (юридические лица), некорпорированные организации, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе (физические лица). Некорпорированные организации принадлежат отдельным лицам, домашним хозяйствам и основаны на неформальных отношениях между участниками производства, занимающимися этой деятельностью в качестве дополнительного приработка, на временной основе.

На рынке платных услуг выделяются: неформальная деятельность (некорпорированные организации и предприниматели без образования юридического лица); скрытая деятельность (зарегистрированные организации, не представляющие сведения о своей деятельности по оказанию услуг, либо представляющие заниженные сведения).

Бытовые услуги представляют собой обширную группу отраслей, в которой выделяются прежде всего «производственные» отрасли, относящиеся одновременно и к сфере обслуживания, и к материальному производству: ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, головных уборов, предприятия по изготовлению мебели, по ремонту бытовой техники, квартир и др. Во вторую, ещё более обширную группу входят услуги, связанные с уходом за домом (мытьё окон, уборку жилых помещений, натирка полов), с личной гигиеной (бани, прачечные, парикмахерские, косметические салоны), с личным транспортом (автосервисные центры), а также пункты проката, фотоателье и др.

К органам бытового обслуживания населения относятся организации (юридические лица) независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению бытовые услуги. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация органов бытового обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и в соответствии с государственными стандартами.

Бытовые услуги оказываются населению в следующих формах:

— услуги одного или нескольких видов определённого профиля;

— комплексные бытовые услуги (услуги разных видов).

Цены бытовых услуг, оказываемых на основе договора органа бытового обслуживания и клиента, не должны превышать установленных, регулируемых цен. Законодательством Российской Федерации и органами местного самоуправления определяются категории граждан, имеющих льготы на бытовые услуги, и источники финансирования затрат.

Коммунальные услуги производят и предоставляют коммунальные предприятия, которые объединяют, в основном, санитарно-технические и энергетические предприятия. Санитарно-технические предприятия включают предприятия водопроводного и канализационного хозяйства. Коммунальные энергетические предприятия производят и реализуют покупаемую тепловую энергию (у энергоснабжающих организаций, входящих в состав РАО ЕЭС) и электрическую энергию.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг растет: в городах, активно проводящих реформу ЖКХ, уровень платежей за жилищно-коммунальные услуги достигает 100%. В настоящее время распространилась практика включения в оплату муниципального жилья платы за наём, добровольного страхования жилища, капитального ремонта жилищного фонда (который прежде финансировался из местных бюджетов).

Принята программа жилищных компенсаций (субсидий) семьям с низкими доходами, которая представляет собой систему мер социальной защиты населения и позволяет выделить три основные категории льготников:

— за особые заслуги перед государством;

— по профессиональному признаку;

— по социальному признаку (инвалиды, ветераны, многодетные семьи и т.д.).

ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ

Значительная часть тарифов на услуги транспорта подлежит государственному регулированию, что обусловлено как естественно-монопольным характером транспортных организаций, так и социальной значимостью предоставляемых ими услуг. Государственному регулированию тарифов подлежат: железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа.

Регулированию на местном уровне подлежат тарифы на услуги городского электрического и автомобильного транспорта.

В ходе экономических преобразований изменяются организационно-экономические механизмы работы транспорта:

– появился рынок транспортных услуг;

– развиваются процессы демонополизации;

– формируется конкурентная среда;

– возрастает роль малого предпринимательства;

– осуществляются акционирование и приватизация государственных и муниципальных предприятий отрасли;

– создаются новые предприятия частной и смешанной форм собственности.

Для многочисленных групп населения применяются льготы по оплате проезда, которые в последние годы заменяются адресными денежными выплатами. Наметившийся экономический рост, увеличение доходов населения обусловили расширение спроса на грузовые и пассажирские перевозки.

Рынок услуг связи и информатизации развивается как в государственном, так и в частном секторе. Контрольный пакет акций в государственном секторе принадлежит государству. Наиболее крупные представители — ОАО «Связьинвест» со своими межрегиональными компаниями связи, ОАО «Ростелеком», государственное предприятие «Космическая связь» и другие федеральные государственные предприятия.

С развитием приватизации возрастает роль частного сектора, особенно в сфере продукции и услуг сотовой связи (мобильный рынок), где ежегодные приросты объёмов оборота составляют 40–80%. Высокая конкуренция приводит к снижению стоимости единицы продукции и услуг при росте оборота и прибыли за счет расширения числа потребителей, повышения качества и предоставления новых видов продукции и услуг (переход на качественную цифровую связь, коммутируемый Интернет, высокоскоростные каналы передачи данных, многофункциональные электронные карты и др.).

В последнее десятилетие освоено свыше 20 новых видов технологий предоставления услуг связи — доступ к службам хранения видеоинформации, выбор и распределение видеопрограмм, доступ в Интернет, услуги мультимедиа, интерактивного и цифрового телевидения, телемедицины, дистанционного обучения и т.д.

В связи с принятием в 2003 г. Федерального закона «О связи» введено новое понятие — «универсальное обслуживание населения», предусматривающее оказание услуг связи любому пользователю в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене.

Платные медицинские услуги предоставляются населению лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (в т.ч. научно-исследовательскими институтами, государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования) как дополнительные к гарантированному объёму бесплатной медицинской помощи в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Такие услуги осуществляются в рамках договоров с гражданами или организациями, в которых регламентируются условия и сроки получения медицинских услуг, порядок расчетов, права и обязанности сторон.

Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в котором определены, в частности, категории граждан, имеющие право на льготное медицинское обслуживание (пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и др.).

К санаторно-оздоровительным услугам относится проживание, лечение и другое обслуживание в санаторно-курортных учреждениях (санаториях, профилакториях, пансионатах и т.п.). В санаторно-оздоровительные услуги включается стоимость путёвки или курсовки на санаторно-курортное лечение. Помимо этого, отдыхающим могут быть предоставлены дополнительные услуги сверх стоимости путёвки: услуги стоматологических, косметологических, массажных и других лечебных кабинетов, а также предоставление в номер по желанию отдыхающего телевизора, холодильника и других приборов, создающих дополнительные удобства для отдыха и лечения.

В России складывается рынок туристических услуг, формирование которого началось вместе с перестройкой и было ускорено изменениями в государственном, экономическом и политическом устройстве страны.

Индустрия туризма включает первичных производителей туристических услуг (предприятия транспорта, средства размещения и питания, объекты развлечения), туристических операторов и туристические агентства. Перевозка туристов и их грузов осуществляется разными видами транспорта — наземным, воздушным и водным, — вклад которых в развитие туризма неодинаков. Сектор размещения является главной составляющей индустрии туризма и включает различные средства коллективного и индивидуального размещения. Неотъемлемый элемент индустрии туризма — туристические фирмы, занимающиеся комплектацией и продажей туров и подразделяющиеся в зависимости от предпринимательской деятельности на туристических операторов и туристические агентства. Туроператоры составляют из отдельных туристических услуг (перевозка, размещение, питание, развлечения) единые их наборы (туры), разрабатывают маршруты путешествий, заключают сделки с поставщиками туристических услуг, подготавливают рекламную продукцию, устанавливают продажную цену туров и передают их турагентствам для последующего сбыта клиентам. Через турагентства производится продажа подавляющего большинства туристических путёвок, в основном за рубеж. Значительная часть турфирм сконцентрирована в Москве. В подавляющем большинстве туристические фирмы относятся к предприятиям малого бизнеса. 

Появление рекламы и рекламного бизнеса обусловлено соединением трёх главных факторов, к которым относится возникновение:

– рынка производителей;

– рынка информационных средств распространения рекламы;

– рынка потребителей рекламной продукции.

Рекламное агентство — это независимая организация деловых и творческих людей, специализирующихся на разработке рекламных кампаний и подготовке рекламных материалов, способствующих продвижению товаров и услуг на рынке. Рекламные агентства также оказывают услуги по размещению рекламы в средствах массовой информации: предоставляют площади под рекламу в печатных изданиях и эфирное время в теле- и радиопередачах, содействуют клиентам в других маркетинговых и рекламных акциях. Большинство рекламных агентств в России появились в конце 1980-х–начале 1990-х гг. Прежде всего это связано с развитием рыночных отношений в стране и необходимостью активного влияния на продвижение товаров и услуг на рынке.

Развитие рекламного рынка России, в частности деятельность рекламных агентств, обусловлено множеством факторов. Прежде всего это макроэкономический фактор, связанный с общей экономической обстановкой в стране и всеми изменениями, происходящими на рынке. К примеру, обостряющаяся с каждым годом конкуренция привела к тому, что крупные агентства обслуживают крупных рекламодателей, которые в свою очередь сконцентрированы в рамках сравнительно небольшого круга товарных категорий (пищевые продукты и напитки, косметические средства, средства связи и др.). С каждым годом на долю небольшого числа крупных агентств приходится всё большая часть прибыли. Малые рекламные агентства, не имеющие прочных связей с издательствами, радио- и телестудиями, вынуждены ограничивать свою деятельность. Специализируясь в каких-либо отдельных направлениях рекламной деятельности, они стараются завоевать высокую профессиональную репутацию в своих областях.

Существенным фактором, влияющим на развитие рекламного рынка, является социально-демографический. Изменения численности населения, его половозрастной структуры, а также существенные изменения в образовательном и материальном уровнях населения являются наиболее значимыми для рекламных агентств. Изменения в социальной сфере, а также появление и активная деятельность различных организаций по защите окружающей среды, по защите прав потребителя и др. оказывают своё влияние на динамику развития рекламного рынка в России.

Среди основных факторов, в наибольшей степени влияющих на рекламную деятельность, следует выделить государство, общественные организации и потребителей, причём влияние этих субъектов рассматривается комплексно. Так, фактор налогообложения рекламного бизнеса, который регулируется государством, оказывает непосредственное влияние на развитие деятельности рекламных агентств. Потребители при отстаивании своих законных прав обращаются чаще всего в органы государственной власти, апеллируют к широкому общественному мнению. Основные требования к компетенции и направлениям деятельности рекламных агентств:

Изучение продукта. Рекламное агентство изучает продукт или услугу клиента с точки зрения их преимуществ и недостатков, сравнения с конкурирующими товарами и услугами для того, чтобы правильно позиционировать их на рынке. Учитываются такие факторы, как цель использования товара или услуги, его цена, доступность, мнение потребителей. Часть этой информации может быть получена от самого производителя, часть может быть собрана в результате маркетинговых полевых исследований. Наиболее критическая информация может поступить с полигона полевых исследований, интервью, анкетирования и пр.

Исследование рынка. Рекламное агентство анализирует реальный и потенциальный рынки, чтобы показать рекламодателю новые пути в развитии его бизнеса, расширении новых доходных перспектив. При этом изучаются вопросы, касающиеся целевой аудитории, сезонных, экономических, географических и других факторов, влияющих на бизнес рекламодателя.

Изучение основных факторов, влияющих на продвижение товара или услуги. Рекламное агентство изучает факторы, влияющие на распространение и продажу товаров и услуг, а затем предлагает заказчику новые варианты наиболее выгодного продвижения товаров и услуг на рынке.

Анализ средств массовой информации (СМИ). Рекламное агентство изучает средства массовой информации с точки зрения их характера, влияния на целевую аудиторию, тиража или аудитории (в количественном, качественном и территориальном аспектах), физических возможностей, стоимости и др. Цель агентства — наиболее точно идентифицировать потенциальных потребителей (целевую аудиторию) и затем выбрать для рекламы то средство, которое донесет до них сообщение по наименьшей цене.

Разработка рекомендаций для рекламодателя. Рекламное агентство разрабатывает рекомендации такого типа:

– как наилучшим образом выйти на рынок с новым товаром или услугой;

– какие изменения в размещении рекламы стоит произвести;

– какие каналы рекламных средств целесообразно использовать;

– какие рекламные идеи, концепции использовать

- какие затраты на рекламу запланировать и пр.

Целью аудиторских услуг является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, которая осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, под которыми понимается:

– постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учёта;

– составление финансовой (бухгалтерской) отчётности, бухгалтерское консультирование;

– налоговое консультирование;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

– управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

– правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

– автоматизация бухгалтерского учёта и внедрение информационных технологий;

– оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

– разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

– проведение маркетинговых исследований;

– проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

– обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

– оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.