Розничная торговля – ведущее звено всей системы торгового обслуживания, так как непосредственно затрагивает интересы населения. В российской розничной торговле существуют три основные формы торгового обслуживания:
– индивидуальное обслуживание через прилавок;
– индивидуальное обслуживание продавцом-консультантом в магазинах, торгующих по образцам;
– самообслуживание.
Основные тенденции в реформировании розничной торговли:
– универсализация продовольственных магазинов;
– развитие сети специализированных (в т. ч. фирменных) магазинов;
– формирование сети магазинов местного значения, расположенных в зоне пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
– реорганизация мелкорозничной нестационарной и передвижной торговой сети в стационарную торговую сеть;
– формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;
– создание органами местного самоуправления условий для развития муниципальных магазинов для обслуживания малообеспеченных слоев населения, ветеранов войны и труда;
– выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
– восстановление торговли через автоматы.
В розничной торговле получили широкое распространение многие внемагазинные формы продажи товаров: пересылка товаров по почте, реализация с доставкой на дом, магазины электронной торговли («бизнес-потребитель»), продажа через Интернет. В России наиболее распространены такие формы торговых предприятий, как:
– минимаркеты – небольшие торговые предприятия, реализующие продовольственные и непродовольственные товары повседневного спроса;
– супермаркеты – магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;
– гипермаркеты – крупные розничные торговые предприятия с весьма значительным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
– универмаги – крупные магазины с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров;
– универсамы – крупные торговые предприятия самообслуживания, реализующие продовольственные и непродовольственные товары;
– дома торговли – комплексные предприятия, состоящие из нескольких обособленных магазинов, размещенных в одном здании и осуществляющих значительный объем коммерческих функций.
Сфере розничной торговли присущ высокий уровень конкуренции, что положительно сказывается на уровне обслуживания покупателей, ускоряет процессы модернизации оборудования, способствует более активному проведению маркетинговой политики.
Доля розничной торговли (включая общественное питание) в формировании валового внутреннего продукта Российской Федерации с 2000г. остается на уровне 7–8%. В валовой добавленной стоимости, создаваемой в торговле, на долю розничной торговли приходится более 35%.
Потребительский рынок остается стабильным при заметном повышении оборота розничной торговли в целом по России и в подавляющем большинстве субъектов.
По объему оборота розничной торговли на душу населения все федеральные округа можно разделить на 2 группы: первая – Центральный федеральный округ (более 60 тыс. руб.), вторая – все остальные. Это объясняется тем, что в Центральный федеральный округ входит город Москва, которая среди субъектов Российской Федерации является лидером по уровню оборота розничной торговли на душу населения (более 130 тыс. руб.).
В структуре оборота розничной торговли сохраняется наметившаяся в 2000 г. тенденция снижения удельного веса продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Заметно снизилась роль рынков в обеспечении населения непродовольственными товарами.
В структуре оборота розничной торговли по формам торговли самую весомую долю составляют субъекты малого предпринимательства. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю в стационарной сети, формируют более четверти оборота розничной торговли каждый.
В негосударственном секторе формируется более 95 % оборота розничной торговли, в том числе в частном – более 80 %. В Ставропольском и Пермском краях, Республике Коми, Республике Адыгея, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия – Алания, Республике Бурятия, в Белгородской, Калужской, Костромской, Тамбовской, Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Челябинской, Кемеровской, Омской, Томской областях в последние годы на долю частной формы собственности приходилось 92 – 98 % от всего оборота розничной торговли региона. Из основных продуктов питания наиболее существенно выросла розничная продажа сыров, чая, картофеля и плодоовощной продукции.
Вырос удельный вес продажи крупных бытовых приборов, оборудования для приёма, записи и воспроизведения звука и изображения, оборудования для обработки информации. Факторами наращивания потребительского спроса на товары длительного пользования явились активизация кредитования банками покупок населением; более умеренный, по сравнению с продуктами питания, рост потребительских цен на непродовольственные товары.
Возросший объём импорта, 48 % которого составляют потребительские товары, обеспечил сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке, что в свою очередь способствовало ограничению роста потребительских цен на непродовольственные товары.
Доля импорта в объеме товарных ресурсов отдельных продовольственных товаров имеет тенденцию к сокращению по растительным маслам, маргариновой продукции, колбасным изделиям, животному маслу.
Качество потребительских товаров, поступающих на потребительский рынок остается невысоким (в 2004 г. было забраковано и снижено в сортности 20 – 25 % от всего объема проверенных мяса птицы, мясных полуфабрикатов и консервов, масла, сахара, плодоовощных консервов; 50 – 60 % тканей, швейных изделий, кожаной обуви, ковровых изделий).
Число организаций розничной торговли на 1 января 2005 г. составило 212,0 тыс., число вещевых, смешанных и продовольственных рынков – 6,4 тыс., число индивидуальных предпринимателей – 1,5 млн. В Москве на этот период функционировало 136 рынков, в Санкт-Петербурге – 38. Часть из этих рынков преобразована в торговые комплексы, а другая ликвидирована.
Финансовое состояние крупных и средних организаций розничной торговли улучшается, доля убыточных организаций в общем числе организаций розничной торговли снижается.
На экономическую ситуацию в розничной торговле оказывают влияние ряд негативных факторов, среди которых: высокая конкуренция со стороны других организаций, недостаточный платежеспособный спрос населения, высокий уровень налогов и недостаток собственных средств.