Том 3

Хозяйство и экономическое развитие

Общественное питание

В секторе питания в начале 2000 г. на российском рынке услуг насчитывалось почти 5,0 тыс. ресторанов, кафе, баров; 3,0 тыс. закусочных, более 15 тыс. столовых и прочих объектов общественного питания, рассчитанных на 1,6 млн посадочных мест. Объем товарооборота предприятий общественного питания в 1999 г. составил 59,3 млрд руб., а в начале 2005 г. — уже 237,0 млрд руб.  Среди регионов Российской Федерации по уровню развития системы общественного питания выделяется Центральный федеральный округ (около 20% всех предприятий общепита и 30% посадочных мест) и особенно город Москва.

В меню столичных ресторанов включены блюда 80 стран мира, в т. ч. блюда французской, итальянской, немецкой, еврейской, индийской, тибетской, мексиканской кухни. Созданы цепи предприятий с иностранными кухнями: «Золотой Дракон» — китайская, «Фудзи» – японская, «Макдоналдс» – американская. Но превалирующей остается русская кухня: более 500 предприятий общественного питания предлагают блюда русской, почти 300 – европейской кухни.

Одной из проблем организации общественного питания в России является расширение сети предприятий быстрого обслуживания (фастфуд). Наиболее известными компаниями на этом сегменте рынка являются «Маркон сити», владеющая уличными киосками марки «Стефф», «Ростик’с», «Русское бистро», «РосИнтер», «Сабвей Россия»; однако очевидным лидером остается «Макдоналдс», открывший более 70 ресторанов в 22 городах России. Нерешённой остаётся задача создания конкурентоспособных фирменных сетей быстрого питания, основанных на традиционно русской пище.