Том 3

Население и расселение

Этнический состав населения

Вологодское кружево
Холмогорская
резьба

Коренные народы Севера и Северо-запада Европейской части России относятся к финно-угорской и самодийской группам. У большинства этих народов преобладает беломорско-балтийский вариант балтийской расы, на востоке прослеживаются черты уральской группы.

Народы, живущие в тундре и лесотундре (саамы, северные карелы, северные коми, ненцы), занимались и занимаются до настоящего времени оленеводством, основанном на далеких сезонных перекочевках, рыболовством, охотой. У народов живущих в лесной зоне (карелы, вепсы, ижоры, коми и др.) преобладают северное земледелие, рыболовство (речное и морское), пушной промысел.

Традиционное жилище народов тундры - чум, у саамов - кувакса (похожий на чум шалаш), у народов лесной зоны - срубные избы северорусского и среднерусского типа.

В каждом регионе сохраняются локальные художественные традиции: аппликации по сукну и коже, вышивка бисером, узорное вязание, резьба и роспись по дереву, обработка бересты.

Фольклор народов Севера и Северо-запада Европейской части России представлен сказками, историческими преданиями, мифами, бытовыми рассказами, обрядовыми песнями, эпосом (карело-финно-ижорский эпос "Калевала").

С XII в. у карелл, ижор, вепсов распространяется православие. Среди карел и коми немало последователей старообрядчества. Христианизация саасов была начата в XVI в.

В 1932 г. у коми, коми-пермяков, ненцев была введена латинская графика, затем - русская. У карел, вепсов и кольских саамов в 1980-е гг. была воссоздана письменность на основе русской (саамы) и латинской (карелы, вепсы) графики.

Хозяйка Медной горы

Основное коренное население Урало-Поволжья составляют народы финно-угорской (мордва, марийцы, удмурты, бесермяне) и тюркской (чуваши, татары, кряшены, нагайцы, башкиры) групп. Среди этих народов преобладают представители среднеевропейской расы, среди башкир сильны признаки южносибирской расы.

Предки финно-угорских племён связываются с носителями неолитических культур III – начала II тысячелетия до н. э. С I-го тысячелетия н. э. в Поволжье с юга проникают тюрко-язычные группы, среди которых важнейшее значение имеют булгары и сувары (конец VII–начало VIII вв.), печенеги и огузы (IX–X вв.), кипчаки (XII в.). Процессы ослабления и распада Золотой Орды, и особенно переселения кипчаков, оказали существенное влияние на формирование татар и башкир. Русские широко расселяются в Поволжье после падения Казанского ханства в 1552 г.

К концу XIX в. в Урало-Поволжье преобладало сельское население; городские слои занимали заметное место лишь в составе татар. Существовали объединения родственных семей (особенно у удмуртов, марийцев, башкир) и родовые группы (у удмуртов, марийцев, мордвы), а также территориальные округа, объединявшие несколько селений (у татар, башкир).

Традиционные виды искусства всех народов Урало-Поволжья сохраняются в настоящее время в виде народных промыслов: узорное вязание — у удмуртов и башкир; плетение из лозы — у удмуртов, марийцев, чувашей; шитьё бисером — у мордвы; мозаика по коже — у татар; тиснение по коже, изготовление ковров — у башкир; выделка узорного войлока, ювелирное искусство (оружие, украшения, гравировка, чеканка, филигрань, инкрустация, чернение, гранение и шлифовка драгоценных камней) — у татар и башкир.

У части удмуртов, марийцев, чувашей долго сохранялись, а местами бытуют и в настоящее время, языческие культы.

Особое место у народов Поволжья занимают праздники, посвященные окончанию полевых работ (татарский и башкирский Сабантуй и др.). Среди удмуртов, марийцев, мордвы и чувашей большинство верующих — православные; среди татар и башкир — мусульмане. Христианизация народов началась в XV в. и усилилась после падения Казанского ханства. У татар и башкир была распространена письменность на основе арабской графики, а в 1939 – 1940 гг. переведена на русскую графику.

Изделия кубачинских
мастеров

Большинство коренных народов Северного Кавказа принадлежат к северокавказской семье (абхазо-адыгские и нахско-дагестанские народы). Индоевропейская семья представлена народами иранской группы, алтайская семья — народами тюркской группы. Антропологически народы Северного Кавказа относятся к южным европеоидам.

Горный рельеф определяет вертикальную планировку селений, основной чертой которых является наличие боевых башен, которые служили убежищем во время военной опасности. Селения в предгорных областях и на равнинах расположены вдоль речных долин.

На Кавказе издавна развиты камнерезное искусство, резьба по дереву, бронзовое литьё, чеканка по металлу, ювелирное дело, керамика, производство ковров и др. В Республике Дагестан высочайшего уровня достигло производство украшений, драгоценной посуды и оружия с гравировкой, насечкой, чернью и сканью, вставками из кости, эмалью. Со средних веков известны изделия села Кубачи. Село Унцукуль — центр резьбы по дереву с инкрустацией и серебряной насечкой, село Балхар — центр производства керамической посуды и игрушек. Знамениты лезгинские ворсовые, чеченские, балкарские, ингушские и карачаевские войлочные ковры. У адыгов развито плетение циновок из болотной травы. На основе народного искусства созданы артели и комбинаты: Кубачинский и Гоцатлинский комбинаты по производству серебряных украшений и посуды, Дербентская ковровая фабрика и др.

У народов Северного Кавказа особое место занимало и занимает в настоящее время почитание домашнего очага и культ предков с развитой погребально-поминальной обрядностью. Христианство распространено среди осетин, греков, армян. В республиках Северного Кавказа действует наибольшее количество исламских религиозных организаций и большинство населения — приверженцы ислама. Среди представителей иудаизма —таты и горские евреи. У большинства народов Северного Кавказа была распространена арабская письменность. В 1920–30-х гг. была создана латинская письменность, переведённая в 1938 г. на русскую графику.