В переходный период в Российской Федерации был впервые в отечественной истории принят закон о прожиточном минимуме (1997г.) и стали публиковаться данные о численности населения, имеющего доходы ниже этого минимума; в оборот вошли такие понятия, как «бедные» (живущие за чертой бедности) и «крайне бедные» (имеющие доход в 2 и более раз ниже прожиточного минимума).
Величина прожиточного минимума отражает уровень доходов, обеспечивающий минимальное потребление товаров и услуг. Прожиточный минимум включает стоимостную оценку потребительской корзины и обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека. Показатель прожиточного минимума определяется для трудоспособного населения, детей и пенсионеров.
Прожиточный минимум лежит в основе характеристик бедности населения. Бедность населения определяется как соотношение среднего уровня денежных доходов населения и величины прожиточного минимума.
Финансово-экономический кризис 1998г. ещё более ухудшил положение социально уязвимых слоёв населения, что незамедлительно сказалось на росте бедности и нищеты различных групп населения. Кризис привёл к тому, что по итогам 1999г. большая часть населения России оказалась за чертой бедности. При этом среди пенсионеров-инвалидов эта доля составила почти 2/3, а 1/3 из них стала (по международным понятиям) нищими. Среди семей, где был хотя бы один безработный, эта доля составляла 1/2. Одновременно с этим сильно увеличилась дифференциация доходов; коэффициент дифференциации (отношение среднего дохода 10% наиболее богатого населения к среднему доходу 10% самого бедного населения) составлял 20–25 раз.
К началу XXI в. в России за чертой бедности находилось не менее 40% населения, что вкупе с высоким уровнем дифференциации доходов крайне нежелательно для индустриально развитой страны.