Том 3

Население и расселение

Рынок труда и занятость населения

Отказ от политики всеобщей занятости населения, проведение экономических реформ в 1990-е гг. привели к глубокой трансформации рынка труда в России. Общее число занятого населения в экономике, достигавшее в 1990 г. 75,3 млн человек, сократилось к 1998 г. до 58,4 млн человек. Основные причины сокращения занятости: спад производства; ликвидация экономически неэффективных рабочих мест; сознательный отказ граждан от работы по найму в целях ведения домашнего хозяйства и др.

Доля отраслей промышленности в среднегодовой численности занятого населения сократилась с 30% до 23%. В отраслях чёрной металлургии, пищевой, химической и нефтехимической промышленности занятость сокращалась меньшими темпами, чем в промышленности в целом. Больше всего численность занятого населения уменьшилась в машиностроении, металлообработке, угольной и лёгкой промышленности. Снижение занятости наблюдалось в отраслях науки, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве, а увеличение — в отраслях связи, лесного хозяйства, культуры и искусства, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в области финансов, кредита, страхования, в оптовой и розничной торговле, общественном питании, в управлении.

За 1999–2002 гг. занятость в российской экономике увеличилась на 2,6%. Быстрее всего она росла в торговле (12,3%), в сфере финансов и кредита (9,9%), в отраслях связи (7,5%). Высокие темпы прироста занятости населения были характерны для электроэнергетики, добывающей, пищевой промышленности. За указанный период численность производственно-промышленного персонала в промышленности сократилась на 0,8%. Численность производственно-промышленного персонала сокращалась в машиностроении, угольной, лёгкой, целлюлозно-бумажной промышленности, в промышленности строительных материалов. В течение нескольких ближайших лет в экономике России прогнозируется создание от 500 тыс. до 1 млн новых рабочих мест ежегодно.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Началом развития малого предпринимательства можно считать вторую половину 1980-х годов, когда начала формироваться целенаправленная политика по активизации трудового, в т.ч. и предпринимательского потенциала населения. Принятые в 1987-1988гг. Законы СССР «О государственном предприятии (объединении)», «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О корпорации в СССР» привели к тому, что только за 1988 г. число граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, увеличилось почти на 70%. Кооперативы оказались самыми динамичными среди всех малых форм хозяйствования.

Однако, неподготовленность налогового законодательства, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия и коммерческие банки, привело в конце 1991 г. к разному сокращению числа предприятий малых форм и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

С 1994–1997 гг. наметилось значительное продвижение в становлении малого предпринимательства, чему способствовало:

– относительная стабильность макроэкономической ситуации в России;

– обновление, а по отдельным направлениям–создание нормативно-правовой базы;

– принятие на федеральном уровне обширных программ поддержки малого бизнеса, включая гарантируемые дешёвые кредиты, лизинг оборудования на специальных условиях и т.д.; эти программы были поддержаны международными организациями –Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и др.

С 1995 г. при незначительном приросте числа малых предприятий происходил реальный рост предпринимательской активности, несмотря на финансовый кризис 1998 г., который оказал существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

К 2001 г. малый и средний бизнес в России стал силой, играющей заметную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни государства. Малое и среднее предпринимательство является важнейшим механизмом обеспечения занятости населения, предоставляя рабочие места.