Важнейшие показатели уровня жизни населения – величина прожиточного минимума и соотношение данного показателя с уровнем доходов различных категорий населения (трудоспособного населения, детей, пенсионеров).
В 1990-х гг. наблюдалось резкое снижение уровня жизни основной части российского населения и концентрация в огромных масштабах доходов у относительно узкого слоя общества. Параллельно с этим значительно расширился спектр предлагаемых на потребительском рынке товаров и услуг при ограниченных возможностях их потребления широкими слоями населения.
С 2000-го г. жизненный уровень населения начал повышаться. В 2003 г. Уровень среднедушевых денежных доходов населения составлял около 80%, а средней оплаты труда и средней пенсии – около 60% уровня 1990 г. По целому ряду товаров (радиоприёмники, телевизоры, холодильники, стиральные машины и др.) произошло насыщение потребительского спроса. В это же время получили массовое распространение новые виды потребительских товаров: персональные компьютеры, видеомагнитофоны, видеокамеры, музыкальные центры, мобильные телефоны. Так, если в 1994 г. только 9% домашних хозяйств обладали видеокамерой или видеомагнитофоном, то в 2005 г. – более 60%. Число пользователей сотовыми телефонами к концу 2002 г. достигло 16 млн человек, а в начале 2005 г. – более 70 млн человек. Обеспеченность населения легковыми автомобилями в 1990-х гг. возросла более, чем в 2 раза. В настоящее время личные автомобили имеют более трети российских семей.