В Российской Федерации преобладает локальное регулирование заработной платы на договорной основе между работодателем и работником (или представляющим его интересы профсоюзом). Законодательством устанавливается минимальный размер оплаты труда, который служит основным методом защиты права работника на достойную оплату своего труда и инструментом государственного регулирования стоимости рабочей силы.
Государственное регулирование заработной платы распространяется на государственных муниципальных служащих, включая военнослужащих, работников бюджетных учреждений, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, вольнонаемного персонала Вооруженных сил, правоохранительных органов.
Регулирование оплаты труда государственных служащих осуществляется на основе установления им должностных окладов и иных выплат, работникам бюджетных организаций — по тарифным разрядам единой тарифной сетки. Помимо этого государством установлены региональные коэффициенты, повышающие заработную плату работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему территорий. В условиях рыночной экономики с переходом к договорному регулированию размеров заработной платы данные коэффициенты сохраняют свое значение, в основном, для государственных служащих и работников бюджетных организаций.
Основная форма оплаты труда — выплаты в денежной форме. Однако, в 1990–1998-х гг. широко применялись натуральные формы оплаты — выдача работникам заработной платы товарами, производимыми на данном предприятии, вследствие недостатка у предприятий оборотных средств на выдачу заработной платы. В конце 1990-х гг. масштабы применения натуральной формы оплаты труда сократились, но значительное распространение получили теневые формы оплаты труда. К началу ХХI в. доля заработной платы в валовом внутреннем продукте составила около 26%. Наиболее резкое сокращение реального размера заработной платы произошло в 1993–1994-х годах и в 1998 г., вследствие спада производства и сокращения доходов государства.
К началу XXI в. наметилась тенденция к росту реальной заработной платы. Наиболее острая проблема в сфере оплаты труда — отставание средней заработной платы высококвалифицированных специалистов, занятых в отраслях образования, здравоохранения и культуры, от средней заработной платы в промышленности.
В 1995–1998-х гг. значительные масштабы приобрела просроченная задолженность по заработной плате, что было связано с бюджетным кризисом; к 2002 г. объёмы просроченной задолженности по заработной плате существенно сократились.
Задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней на середину 2005 г. составила 7,3% от общего объёма просроченной задолженности по заработной плате, на середину 2006 г.— 6,2%.
В 2006 г. из общего объёма задолженности из-за бюджетного недофинансирования 10% приходилось на федеральный бюджет, 5% — на бюджеты субъектов Российской Федерации и 85% — на местные бюджеты.
Средняя начисленная заработная плата в середине 2006 г. составила 10 975 руб. и возросла по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 25,6%.