Государственная семейная политика является составной частью социальной политики России и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи. Объектом семейной политики является сама семья, а также государственные и общественные институты, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи. В Российской Федерации признаётся равенство каждой семьи и всех её членов в праве на поддержку, направленную на оказание помощи семьям в осуществлении ими своих функций, независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.
Государственная семейная политика направлена на формирование в семье равноправных отношений между мужчиной и женщиной, на достижение справедливого распределения семейных обязанностей.
Приоритетом в семейной политике являются интересы каждого ребёнка независимо от очерёдности рождения и от семьи.
Динамика семейного состава в Российской Федерации во 2-ой половине XX – начале XXI вв. формируется под влиянием следующих основных факторов:
– стремление и возможности молодых семей жить отдельно от родителей;
– повсеместное увеличение мобильности населения;
– уменьшение числа детей в семьях;
– увеличение числа разводов;
– увеличение количества матерей, родивших детей вне брака.
Изменения, произошедшие в 1989–2002 гг. в распределении домохозяйств по их типу, выразились не только в том, что больше, чем в предыдущие периоды, увеличилась доля домохозяйств из одного человека, но и в том, что среди домохозяйств из двух и более человек эти изменения коснулись тех типов, которые являются наиболее яркими индикаторами эволюции социально-экономической обстановки.
Средний размер домохозяйства в Российской Федерации в конце 2003 г. составлял в городских поселениях 2,7 человек, в сельских – 2,8 человек при диапазоне межрегиональных вариаций от 2,2 – 2,3 человек в сельской местности Псковской, Рязанской, Тверской областей, до 5,5 в Чеченской Республике и 7,5 человек в сельских поселениях Республики Ингушетия.
На значительной части территории центра и северо-запада Европейской части России, особенно в наиболее депопулирующих районах, средний размер городских домохозяйств был выше, чем в сельских, на юге Европейской части России и в Азиатской части России, как правило, ниже.
В современном распределении домохозяйств по числу входящих в них человек резкого преобладания какой-либо одной категории нет: относительное количество малых (состоящих из 2-х человек), средних (из 3-х человек) и, в российских масштабах, больших (из 4-х и более человек) домохозяйств примерно равны. За тридцать с небольшим лет (с 1970 по 2003 гг.) доля больших домохозяйств уменьшилась почти вдвое, доля домохозяйств из 2-х человек заметно увеличилась.
Наиболее характерные особенности региональных вариантов распределения домохозяйств по размеру видны при сравнении среднероссийского типа распределения в староосвоенных регионах (например, в Брянской и Тверской областях) с регионами нового промышленного освоения — Ханты-Мансийским автономным округом — Югра и Ямало-Ненецким автономным округом. Для населения этих демографически формирующихся территорий характерны низкая доля домохозяйств, состоящих из одного человека (здесь меньше, чем где бы то ни было одиноких пенсионеров) и высокая — домохозяйств, состоящих из трех человек (это, обычно, молодые семьи с одним ребенком). Резкий контраст с теми и другими регионами наблюдается в Республике Дагестан. Здесь самая низкая в России доля домохозяйств, состоящих из одного человека и самая высокая доля домохозяйств из 5 и больше человек. В Республике Дагестан, как и везде, основной тип домохозяйства — одна супружеская пара ( в половине случаев с детьми моложе 18 лет). Республику отличает от большинства других регионов то, что здесь в 3-4 раза выше процент сложных семей, состоящих из 2-х, иногда и 3-х супружеских пар, почти всегда с детьми и, иногда, с другими родственниками. Именно такие домохозяйства являются самыми крупными. Их средний размер 5,7 человек в городских поселениях и 6,3 в сельских.
Примером регионов с наиболее высокой долей простых семей (3/4 домохозяйств среди всех, состоящих из двух и более человек) могут служить Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Примерами относительно низкой доли простых семей и высокой доли одиноких матерей (значительно реже – отцов) с ребенком — город Москва и Московская область.
Высокая доля домохозяйств, состоящих из одного человека, в большинстве случаев свидетельствует о значительном количестве одиноких пожилых и стариков. Так, в Брянской и Тверской областях более половины таких домохозяйств — лица в возрасте 65 и более лет. Исключением являются город Москва и некоторые другие крупнейшие города — здесь пожилые составляют менее 1/3 всех домохозяйств из одного человека. В домохозяйствах из двух человек пожилые и старики составляют от 3–7% в регионах нового освоения до 1/3 на староосвоенных территориях.
В преобладающей части регионов Российской Федерации домохозяйства, где все входящие в них лица принадлежат к одной национальности, составляют 85–90%. Несколько ниже этот показатель в Москве и Санкт-Петербурге (83% и 79% соответственно), еще ниже — в ряде национальных республик. Так, однонациональными являются 66% домохозяйств в Чукотском автономном округе. В то же время в республиках Северного Кавказа доля однонациональных домохозяйств составляет 85–90%, в Поволжье — 73–83%. Практически повсеместно средний размер однонациональных домохозяйств ниже, чем разнонациональных, иногда очень существенно. Если в целом по России это соотношение равно 3,1:3,5 (для всего населения), то в Москве средний размер однонациональных домохозяйств 3,2 человека, а разнонациональных – 4,1 человек, в Республике Дагестан — 4,7 человек и 5,3 человека, в Республике Ингушетия – 7,1 человек и 8,5 человек. Почти в каждом регионе доля разнонациональных домохозяйств тем выше, чем крупнее домохозяйство.
Очевидно, что несмотря на внешние общие черты феномена, показанного на примерах типичных по демографической ситуации регионов (заметное исключение представляет только Республика Дагестан), механизмы появления этой закономерности весьма различны. Так, для Москвы это может быть наличие крупных национальных диаспор, в некоторой степени изолирующих себя от остального населения, почти то же – в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра, где доля недавно поселившихся выходцев из Республики Татарстан, Республики Башкортостан, а также из Азербайджана и Украины весьма велика.
Регионы центра Европейской части России и Приморья отражают общероссийскую картину — в больших семьях родители часто выбирают для детей более «удобную» национальность, да и межнациональные браки, особенно между этнически близкими лицами традиционно широко распространены.
При высокой в целом по России занятости населения (в 2003 г. в экономике был занят 71% населения в трудоспособном возрасте и 60% в возрасте 15–72 лет) количество домохозяйств, в которых нет ни одного занятого, остается значительным: 18% среди городских домохозяйств и 31% — среди сельских. По отдельным регионам этот показатель (в среднем для всего — городского и сельского населения) выглядит следующим образом : в Москве нет ни одного занятого в 18% домохозяйств, что соответствует общероссийскому городскому показателю; в Брянской области — в 26%; в Тверской области — в 24%; в Республике Дагестан, несмотря на очень высокий средний размер домохозяйства, почти в 38% домохозяйств нет ни одного занятого; в Приморском крае 20% домохозяйств не имеет ни одного занятого; в сравнительно молодом и экономически высоко активном Ханты-Мансийском автономном округе — Югра — около 8%.
Общая более высокая занятость городского населения по сравнению с сельским подчеркивается не только меньшей долей домохозяйств, не имеющих ни одного занятого, но и тем, что в домохозяйствах выше среднероссийского размера, т.е. состоящих из 4 человек, в городских поселениях трое и четверо занятых есть в 1/5 всех домохозяйств, а в сельской местности — немногим больше, чем в 1/10 домохозяйств. В еще более крупных домохозяйствах 3–5 и больше занятых в городских поселениях есть почти в 40% домохозяйств, в сельской местности — только почти в 20%.