Том 4

Культурное и природное наследие России

Ансамбли монастырей

Оптина пустынь
(Калужская область)

К началу XX в. Российская империя имела множество монастырей, включая единоверческие, старообрядческие-нонконформистские, католические и ламаистские. Однако подавляющее большинство составляли обители Русской Православной Церкви; их было чуть более тысячи, а к октябрю 1917 г. добавилось ещё около 250.

Большая часть монашеских обителей была ликвидирована при советской власти. Их превращали в концентрационные лагеря (Андроников монастырь в Москве, Соловецкий монастырь, Оптина пустынь под Козельском, Нилова пустынь на озере Селигер) и иные места лишения свободы (Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, Борисоглебские монастыри в Торжке и Дмитрове, Раифская пустынь в Татарстане), передавали в использование войсковым частям (Владычный монастырь в Серпухове, Флорищева пустынь в Нижегородской области, Покровский монастырь в Суздале), венерологическим (Авраамиев монастырь в Смоленске) и психиатрическим интернатам (Николо-Пешношский монастырь и Николаевская Берлюковская пустынь под Москвой, Троице-Селенгинский и Спасо-Преображенский Посольский монастыри в Забайкалье, скиты Валаамского монастыря), превращали в промышленные предприятия (Николо-Угрешский и Николо-Перервинский монастыри рядом с Москвой), либо стирали с лица земли (Успенский Желтиков монастырь в Тверской области, Поречская пустынь в Смоленской области). Даже реорганизация ряда монастырей в трудовые коммуны и совхозы (Антониево-Сийский монастырь, Богородице-Владимирская пустынь под Крапивной, Леушинский монастырь под Череповцом, Никитский монастырь в Кашире) лишь ненадолго сохранила монашеские объединения, которые попытались вписаться в советскую действительность.

К 1960 г. в СССР было около тридцати действующих монастырей, но вскоре государство, номинально обособленное от церкви, сократило их число до семи. Ситуация резко изменилась в 1990-е гг. Сейчас в Российской Федерации функционируют около 250 монастырей. Возрождаются даже такие, которые были закрыты ещё в XVIII в. (Анастасов монастырь под Одоевом).

Ростовский Борисоглебский
монастырь
(Ярославская область)

На территории современной России два православных монастыря издавна относятся к высшему культовому рангу. Это Троице-Сергиева лавра (Московская область) и Александро-Невская лавра (город Санкт-Петербург). Они изначально подчинялись не епархиальному начальству, а непосредственно патриарху, либо Святейшему синоду (в годы упразднения патриаршества). К лаврам были приписаны один или несколько меньших монастырей.

Вторую, также высокую категорию, составляют ставропигиальные монастыри, крест при основании которых устанавливал патриарх: Симонов, Донской, Новоспасский и Заиконоспасский монастыри в Москве; Соловецкий монастырь в Архангельской области, Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой; Спасо-Яковлевский в Ростове (Ярославская область). Все перечисленные комплексы были не только центрами христианской духовности и средоточием средневековой грамотности. Они остаются первостепенными архитектурно-художественными памятниками. Здесь были опробованы и совершенствовались передовые приёмы зодчества; монастырские мастерские передавали из поколения в поколение традиции религиозной живописи и утончённого прикладного искусства. С именами великих древнерусских художников Андрея Рублёва и Дионисия связаны московский Андроников монастырь, Троице-Сергиева лавра, Боровский и Ферапонтов монастыри. В ярославском Спасском монастыре было обнаружено знаменитое литературное произведение «Слово о полку Игореве». При Заиконоспасском монастыре в Москве возникло первое высшее учебное заведение в России, причём его гуманитарная тематика выходила за клерикальные рамки. Гуманизмом была проникнута медицинская деятельность монастырей, например, она определяла лицо Марфо-Мариинской обители.

Боровский женский монастырь
(Калужская область)

В монастырях зачастую применялись и получали оригинальное развитие рациональные формы хозяйствования. Особенно ярко это проявилось в Валаамском и Соловецком монастырях. Монашеские обители Русского Севера и Сибири, помимо миссионерского назначения, помогали экономическому освоению удалённых земель с суровым климатом. Архиерейские дома (специфическая разновидность монастырей) в Москве, Ростове Великом, Рязани внесли значительный вклад в древнерусское градостроительство.

Принципиальные новшества в православное культовое зодчество внесли Валдайско-Иверский и Ново-Иерусалимский монастыри, созданные в середине XVII в. при активном участии патриарха-реформатора Никона. С давних времён большинство русских монастырей было отгорожено высокими деревянными стенами от мирской суетной жизни. С 1540-х гг. самые богатые монастыри (Троице-Сергиевая лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь под Москвой, Борисоглебский монастырь под Ростовом) обзавелись каменными стенами фортификационного типа. Со временем такие стены Троице-Сергиевой лавры и Большого Успенского монастыря в Тихвине помогли сдерживать натиск иноземных врагов.

Успенский Иосифо-Волоцкий
монастырь (Московская область)

С событиями российской истории связаны и другие монастыри, например, в Костромском Ипатьевском монастыре берёт начало царская династия Романовых; в московском Новодевичьем монастыре был впервые избран русский царь — Борис Годунов. Использовались монастыри и с карательно-изоляционной целью: в Кирилло-Белозёрском монастыре отбывал ссылку патриарх Никон, в Отрочь-монастыре был задушен по указанию Ивана Грозного глава русской церкви митрополит Филипп, в Московском Новодевичьем монастыре находилась в заточении сестра Петра I царевна Софья; в разных монастырях оказались бывшие жёны и иные родственницы верховных правителей.

Церковная реформа патриарха Никона, породившая раскол в русском обществе, поначалу встретила противодействие и в Соловецком монастыре, которому в связи с этим пришлось выдержать 8-летнюю осаду тысячным царским войском.

В окрестностях села Пощупово под Рязанью уцелел уникальный памятник монастырского строительства XVII в. — тайная земляная тюрьма для особо упорных противников никоновских преобразований. Но обычно пещерные монастырские комплексы в России не имели карательного назначения. При Псково-Печёрском монастыре такой комплекс уже в древности использовали для захоронения монахов. Привычные культовые функции преобладали в пещерных монастырях на реках Дон и Оскол.

Самые древние православные монастыри в России находятся на северо-западе Европейской части России (Валаамский, Юрьев и Антониев в Великом Новгороде, Спасо-Мирожский в Пскове).

Колоритный фрагмент российской культуры представлен ламаистскими (буддийскими) монастырями. В Республике Бурятия, Республике Тыва и Республике Калмыкия их было около 50, а осталось лишь несколько. Старше других главный монастырский храм (дуган) Агинского дацана (монастыря) в Забайкальском крае и Тюменевский хурул на берегу реки Волга, до 1917 г. заполненный знамёнами калмыцких войсковых частей, которые участвовали в победоносном походе русской армии на Париж весной 1814 г. Облик этих сооружений объединил характерные признаки буддийского искусства с архитектурными формами барокко и классицизма, пришедшими из русского зодчества.