МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПЕТЕРГОФ»
Государственный музей-заповедник «Петергоф» находится в городе Петродворец, на берегу Финского залива.
Место, впервые упомянутое в письменных источниках как «попутный двор» и пристань для переправы на остров Котлин в 1705 г., Пётр I выбирает в 1714 г. для строительства дворцово-паркового ансамбля, ставшего летней резиденцией российских императоров. Строительство велось с использованием особенностей местности, на территории, террасами спускавшейся к берегу Финского залива. На естественном уступе в 1724–1725 гг. был возведён двухэтажный дворец (арх. И.Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, Ж.Б. А. Леблон, Н. Микетти), перестроенный в 1745–1755 гг. (арх. В.В. Растрелли) в стиле барокко с сохранением черт архитектуры Петровского времени. Декоративным подножием дворца служит Большой грот с каскадом фонтанов (Большой каскад). Большой дворец стал композиционным центром ансамбля, вокруг которого были разбиты парки с фонтанами и такими сооружениями, как дворцовый комплекс «Монплезир» (1714–1725 гг., арх. Браунштейн, Леблон, Земцов и др.), дворец «Марли» (1720–1723 гг., арх. Браунштейн), павильон «Эрмитаж» — первый в России Эрмитаж, построенный по указу Петра I (1721–1724 гг., арх. Браунштейн).
Система парков вокруг дворца сложилась с учётом природного ландшафта. Верхний сад (15 га) с композицией из пяти фонтанов и одного небольшого каскада примыкает к дворцу с юга, выполняя в художественном облике паркового ансамбля роль парадного двора-курдонера. Нижний сад (102,5 га) с крупнейшим в мире комплексом фонтанов (водовод длиной 22 км сооружён в 1721-1724 гг., инж. В. Туволков) расположен на узкой полосе уступа и окружает дворец с севера.
В конце XVIII-XIX вв. в Петергофе были разбиты пейзажные парки с дворцами и павильонами: Английский парк с Английским дворцом (1779–1794 гг., арх. Дж. Кваренги) в стиле классицизм, парк «Александрия» (1826–1829 гг.) с дворцом «Коттедж» (1829 г., арх. Менелас и др.) в неоготическом стиле. В середине XIX в. сформировались Александринский парк, Колонистский парк, Луговой парк с павильонами и дворцом «Бельведер» (1853–1856 гг., арх. А.И. Штакеншнейдер). Тогда же на островах Ольгина пруда, расположенного к югу от Верхнего сада, сооружены Царицын и Ольгин павильоны.
В 1918 г. петергофские дворцы объявлены музеями, однако первые музейные экспозиции открыты в Большом дворце только в 1920–1930-х гг.
В начале Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. часть музейного собрания была эвакуирована, мраморные скульптуры спрятаны под землей. В период фашистской оккупации, в результате пожара, пострадал Большой дворец и другие сооружения; парки, изрытые окопами, были частично вырублены; водоводные системы, каналы, шлюзы полностью разрушены.
Восстановительные работы начались сразу после освобождения Петергофа в 1944 г.: парки были очищены от завалов и мин, засыпаны противотанковые рвы и окопы. В результате интенсивных реставрационных работ к 1958 г. были возрождены фасады Большого дворца и открыты его залы. Превращенный в руины дворец «Марли» был воссоздан по старинным чертежам и описям. На основе исторических документов и планов XVIII в. в 1960-е гг.осуществлялась реставрация Верхнего сада. Старые деревья были заменены 20-летними липами, воссозданы круговые посадки, узорчатые цветники, крытые аллеи, введены в действие все фонтаны. Реставрация Верхнего сада является непревзойдённым примером восстановления сада регулярного стиля в паркостроении.
В 1983 г. музей получает статус заповедника, с 1993 г. носит современное название «Государственный музей-заповедник «Петергоф». В настоящее время музей-заповедник относится к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, а также включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Создание экспозиций в памятниках архитектуры на территории парков направлено на максимальное раскрытие информационного потенциала недвижимых памятников. Во дворце «Монплезир», где останавливался Петр I, приезжая в Петергоф, представлены личные вещи императора, собранная им коллекция живописи, предметы быта петровской эпохи. В нижнем гроте Большого каскада функционирует выставка, посвящённая работе фонтанных мастеров прошлого, устроены фонтаны-шутихи, открыты для обозрения туннели с водоподводящими трубами. В двух павильонах, созданных в 1-й четверти XVIII в. для содержания летом в клетках птиц («Вольеры»), как и в петровское время, находятся птицы — «живые экспонаты». Экспозиции открыты во дворце «Марли», возведенном по указу Петра I для проживания «знатных особ», в павильоне «Эрмитаж» и дворце «Коттедж».
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ОРАНИЕНБАУМ»
Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум» находится в городе Ломоносове, на южном берегу Финского залива, в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. С ноября 2007 г. включён в состав государственного музея-заповедника «Петергоф».
В начале XVIII в. Петр I подарил земли, прилегающие к мызе Теирис, А.Д. Меншикову. В 1727 г. Ораниенбаум (название переводится с голландского как «апельсиновое дерево») был отписан в казну, с 1743 г. по 1761 г. служил резиденцией великого князя Петра Фёдоровича (впоследствии императора Петра III), с 1796 г. принадлежал будущему императору Александру I, с 1831 г. по 1917 г. являлся летней резиденцией великого князя Михаила Павловича и его потомков.
Большой дворец, построенный при А.Д. Меншикове на высоком береговом уступе в 1710–1727 гг. (арх. Дж. М. Фонтана, Г.И. Шедель) в стиле барокко, был перестроен в 1762–1780 гг. (арх. А. Ринальди). Перед северным фасадом Большого дворца устроен регулярный Нижний сад. Расположенный на склоне, образованном высоким гребнем прибрежной части Финского залива, сад занимает площадь 4,8 га и является одним из первых регулярных садов России (создан в 1713–1727 гг.). Композиционной осью Нижнего сада служит канал. К Нижнему саду, имеющему традиционное для приморских резиденций соединение канала с заливом (Петергоф, Стрельна), спускается парадная Фигурная лестница (1772–1775 гг., арх. Ринальди). В 1750–1760-х гг. к востоку, югу и западу от дворца сформировался пейзажный Верхний парк. Он расположен на плато и занимает площадь 162 га. На его территории были построены по проектам арх. А. Ринальди три сооружения: дворец Петра III (1758–1762 гг.), Китайский дворец (1762–1768 гг.), павильон «Катальная горка» (1762–1774 гг.). В восточной части Верхнего парка до наших дней сохранились ворота «потешной» крепости Петерштадт, воздвигнутой в 1756–1762 гг. для великого князя Петра Фёдоровича.
В 1918 г. дворцы Ораниенбаума объявлены музеями. С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. коллекции музея частично удалось эвакуировать, наиболее крупные предметы были укрыты в земле. Ораниенбаум был разрушен в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Ленинграда — здесь был развёрнут так называемый Ораниенбаумский плацдарм, который прочно удерживали советские войска. Многие памятники пострадали в результате артиллерийских обстрелов и налётов вражеской авиации, но не были разрушены до основания. В 1944 г. начались реставрационные работы, в 1953 г. открылся для посещения дворец Петра III, в 1959 г. — павильон «Катальная горка», а также проведены восстановительные работы в парках.
В 1983 г. комплекс получил статус музея-заповедника.