Государственный музей-усадьба «Архангельское» находится в Красногорском районе, в 20 км западнее Москвы. Музей основан в 1919 г. в бывшем имении князей Юсуповых.
Архангельское — единственный полностью сохранившийся дворцово-парковый ансамбль в Московской области. Первое упоминание об Архангельском относится к 1537 г. — тогда поселение называлось Уполозы.
Основание самой усадьбы относится к 1660-м гг. в. В 1667 г. был построен каменный храм Михаила Архангела, являющийся самой древней из усадебных построек.
Усадьбой поочерёдно владели бояре Киреевские и Шереметевы, князья Одоевские, Черкасские и Голицыны. Видный сподвижник Петра I — Д.М. Голицын — первый переустраивает усадьбу и разбивает регулярный «французский» парк. Сюда он перевозит свою знаменитую библиотеку. Существующий архитектурный комплекс был заложен его внуком Н.А. Голицыным в 1780 г. Здесь был возведён дворец (архитектор Ш. Герн) и создан регулярный парк, расположенный на искусственных террасах (архитектор Д. Тромбаро).
Подлинный расцвет усадьбы начался после того, как она перешла во владение одного из богатейших людей России того времени, известного коллекционера, директора императорских театров и Эрмитажа — князя Н.Б. Юсупова. В 1810 г. он купил усадьбу, чтобы разместить здесь свои ценнейшие художественные коллекции и обширнейшую библиотеку.
Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы создавался около 40 лет. В работах по строительству и украшению усадьбы участвовали лучшие архитекторы: И.О. Бове, Е. Д. Тюрин, С.П. Мельников, И.Д. Жуков; художник итальянец П. Гонзаго и другие, а также крепостные мастера. По роскоши убранства и размаху художественно-архитектурных строений усадебный комплекс сравнивали с царскими усадьбами под Санкт-Петербургом. В 1817 г. по проекту архитектора И.О. Бове и художника П. Гонзаго, создавшего архитектурно-перспективные декорации, крепостным зодчим В.Я. Фишановым был построен усадебный театр на 400 зрителей. Для обслуживания усадьбы Н.Б. Юсупов построил фарфоровый и хрустальный заводы. В 1818 г. начинает работать своя живописная школа, в которой учились талантливые крепостные молодые художники.
Художественная школа в Архангельском — замечательное явление в культурной жизни России того времени. Она просуществовала 13 лет. Фарфор, расписанный художниками Архангельского пользовался широкой славой среди коллекционеров.
Архангельское стало одним из самых популярных центров светской жизни Москвы. Усадьбу посещали российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты. Здесь бывали А.С. Пушкин, С.А. Соболевский, П. А. Вяземский, А.И. Герцен. Перед революцией усадьбу посещали В.А. Серов, К. А. Коровин, К.Е. Маковский, А.Н. Бенуа.
Все основные элементы планировки и застройки усадьбы сохранились до наших дней. Дворец, построенный в стиле классицизма крепостными мастерами по проекту архитектора де Герна (1780–1790 гг.), расположен на возвышенном месте; сохранились два флигеля. Парк в Архангельском является выдающимся образцом ландшафтно-парковой архитектуры; он делится на две части: регулярную (XVII в.) и пейзажную (XIX в.). Регулярную часть парка составляют две террасы и большой партер с прилегающими к нему боскетами, в которых размещено более 200 мраморных статуй и бюстов (преимущественно работы итальянских мастеров), а также садово-парковые сооружения: малый дворец «Каприз», «Чайный домик». Парк украшают памятные обелиски и фонтаны. Сохранились храм-памятник Екатерине II (архитектор Е.Д. Тюрин, 1819 г.), храм-усыпальница Юсуповых (архитектор Клейн), здание театра (архитектор П. Гонзаго и И.О. Бове, 1817 г.). Вдоль основной дороги усадьбы сохранились различные постройки XIX в.: домик для приезжающих, конторские ворота, кладовая над оврагом (архитектор И.О. Бове), въездные Святые ворота церкви Михаила Архангела в виде триумфальной арки (архитектор Е.Д. Тюрин, 1825–1826 гг.).
После Октябрьской революции в усадьбе разместился государственный музей. Уникальную часть музейной экспозиции составляют: коллекция западноевропейской живописи XVII–XIX вв. (Франция, Италия, Голландия); коллекция русского искусства, состоящая в основном из работ крепостных мастеров; коллекция мебели XVIII–XIX вв.; предметы декоративно-прикладного искусства (художественная бронза, часы, мебель, изделия Юсуповского фарфорового завода 1820–1830-х гг. и основных европейских мануфактур XVIII–XIX вв.); фонд редких книг — самая обширная из всех усадебных библиотек (более 16 тыс. томов русских и западноевропейских изданий XVI–ХIХ вв.).
БОРОДИНСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, основанный в 1839 г. по указу императора Николая I, является старейшим из музеев мира, созданных на полях сражений. Статус музея-заповедника он получил в 1961 г., а в 1995 г. включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Бородинское поле — это территория площадью около 110 км2, на которой 26 августа 1812 г. произошло генеральное сражение между армией императора Наполеона I и русскими войсками под командованием М.И. Кутузова.
Позиция, занятая русскими войсками, имела протяжённость 8 км. Были построены укрепления у деревень Шевардино и Семёновское. Бои шли у сёл Бородино, Утицы, Горки.
В 1941 г. Бородинское поле снова оказалось в зоне военных действий, здесь шли ожесточённые бои за Можайск. Поле покрылось окопами, противотанковыми заграждениями и блиндажами. Воины 5-й армии с 12 по 17 октября сдерживали наступление на Москву фашистских войск. Только в январе 1942 г. район Бородина был освобождён от фашистских захватчиков. Эти события сделали Бородинское поле памятником двух Отечественных войн.
Мемориально-музейный комплекс начал формироваться на Бородинском поле через 25 лет после сражения 1812 г. Первоначально он включал в себя земельный участок (около 800 га) с руинами земляных укреплений и братскими могилами, памятник воинам русской армии и могилу генерала П.И. Багратиона на батарее Раевского. В 1912 г. было установлено 33 монумента различным воинским подразделениям. Места командных пунктов М.И. Кутузова и Наполеона I были отмечены символическими памятными знаками.
Главным объектом музейного показа служит исторический ландшафт, включающий около 300 памятников. Это — церкви в Бородине (1701 г.) и Старом Селе (1728 г.), а также ансамбль Спасо-Бородинского женского монастыря, построенного на средства родственников и вдов погибших в 1812 г. воинов. Памятниками являются земляные укрепления 1812 г. (Шевардинский редут, Багратионовы флеши, батарея Раевского), военно-инженерные сооружения 1941–1942 гг. (доты, окопы, ходы сообщения), захоронения русских военачальников и братские могилы солдат двух войн и памятники на них, монументы в местах расположения русских войск, участки Старой Смоленской дороги, археологические памятники, исторические населённые пункты и другие объекты.
В фондах музея хранится более 40 тыс. предметов, связанных с событиями и участниками двух Отечественных войн: личные вещи М.И. Кутузова, Наполеона I, Александра I, предметы обмундирования, снаряжения и вооружения, военного быта, прижизненные портреты военачальников, живописные и графические батальные композиции, знамёна, награды, археологические находки с поля битвы, документы, фотоматериалы. Они представлены в экспозициях «Бородино — битва гигантов», «Военная галерея Бородинского поля», «Бородино в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», «Военная художественная игрушка», «Дом-музей игумении Марии».
Ежегодно на Бородинском поле проводятся массовые праздники «День Бородина» и «Москва за нами. 1941 год» с поминовением павших воинов и военно-историческими реконструкциями боевых действий.
Бородинский музей-заповедник в 2007 г. получил Международную премию ЮНЕСКО им. Мелины Меркури за сохранение и организацию использования культурных ландшафтов.