Историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» занимает одно из ведущих мест среди дворцово-парковых ансамблей Москвы. Он был организован в 1993 г. на основе Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР. В границы музея-заповедника был включён парковый ансамбль.
Ранее это место называлось пустошью Чёрная Грязь. В 1633 г. владельцем Чёрной Грязи стал окольничий Л.С. Стрешнев, который возвёл здесь главный двор своей вотчины. В середине XVIII в. здесь находилась усадьба Кантемира, при котором была построена сохранившаяся до наших дней каменная церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Другие, дошедшие до наших дней архитектурные памятники Царицына, были построены в 1775–1796 гг. по проектам В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Предполагалось, что здесь будет находиться подмосковная резиденция Екатерины II. В ансамбль сохранившихся до наших дней зданий и сооружений входят Большой дворец, Малый дворец, Оперный дом, Хлебный дом, служебные корпуса, Фигурный и Большой мосты, Фигурные ворота. Все они являются шедеврами русской архитектуры XVIII в. К сожалению, построенные в 1770–1780-х гг. главные баженовские дворцы не понравились Екатерине II и в 1786 г. были разрушены. Печальная судьба постигла и творения М.Ф. Казакова. Его проект не был реализован, поскольку Павел I после своего восшествия на престол прекратил ведущиеся там работы.
Царицынский парк является одним из самых ранних пейзажных парков, созданных в конце XVIII в. в России. До сих пор на территории парка сохраняются изящные по своей архитектуре павильоны «Нерастанкино», «Миловида» и беседка «Золотой сноп», декоративные руины, мостики и др. Важную роль в композиции парка играют величественные и вместе с тем живописные пруды с островами и заливами. На территории парка располагаются также курганы вятичей XI–XIII вв.
В течение долгого времени руины Царицынского дворца рассматривались как одна из самых интересных достопримечательностей Подмосковья. При этом в течение почти двух веков обсуждались различные предложения об использовании разрушавшихся зданий ансамбля — под дворцовые нужды царской семьи, солдатские казармы, богадельню, фабрику и прочее до продажи на слом. Предпринимались и попытки музеефикации отдельных зданий ансамбля. В третьем кавалерском корпусе в период с 1927 по 1937 гг. работали историко-художественный и краеведческий музеи.
Затем в течение долгого времени сооружения Царицынского ансамбля были фактически безхозными и быстро разрушались. Многочисленные проекты приспособления ансамбля под дома отдыха, дипломатические дачи, научные лаборатории, учебные заведения оставались не реализованными. И только в 1993 г. был образован музей-заповедник «Царицыно».
Первоначальная концепция музея предусматривала восстановление сооружений В. И. Баженова и М.Ф. Казакова по их состоянию на момент прекращения строительства дворцовой резиденции (1797 г.), а паркового ландшафта — по его облику в 1-й половине XIX в. В дальнейшем была принята новая концепция реставрации ансамбля, по которой все сооружения Царицынского ансамбля были восстановлены и в них были размещены музейные экспозиции, выделены помещения для выставок, организации концертов и т. д.
ИЗМАЙЛОВО
Измайлово — бывшая Царская подмосковная усадьба— выдающийся архитектурный ансамбль второй половины XVII в., выстроенный на острове искусственных прудов — Серебряного и Виноградного.
Измайлово упоминается с 1389 г., со времён Ивана IV. В 1654 г. Измайлово вместе с охотничьими угодьями перешло по наследству к царю Алексею Михайловичу. На месте деревянной церкви в 1671–1679 гг. был сооружен собор Покрова Божией Матери, отличавшийся от прежнего монументальностью внешнего вида и просторностью внутреннего помещения. Помимо храма сохранился Государев двор (1664–1690 гг.), имеющий парадные ворота (1679–1682 гг.) с восточной и западной сторон. При царе Алексее Михайловиче, для обеспечения дворцового обихода в Измайлове был разбит регулярный сад, устроен огород, построены мельницы, медоварни, пивоварни, маслобойки, построен один из первых в России стекольных заводов. Здесь разводили скот, содержали диких зверей. Царь Алексей Михайлович бывал в Измайлове по праздникам.
Петр I совершал плавания на старом английском ботике на прудах в Измайлове. Императрица Анна Иоанновна жила здесь после коронации (1730 г.).
С середины XIX в. Измайлово стало промышленным районом. В 1930 г. на части территории был организован парк культуры и отдыха «Измайлово». Реставрация архитектурных памятников началась лишь в 1974 г.
В настоящее время в Государевом дворе расположен музей. Вокруг сохранившейся исторической территории Измайлова располагается торгово-выставочный комплекс «Город мастеров» и гостиничный комплекс.
ЗАЯУЗЬЕ
Заяузье — историческая территория Москвы к востоку от Кремля, расположенная на левом берегу реки Яузы. Поселения сельского типа существовали в Заяузье в XII–XII вв. Через Заяузье пролегала дорога на Коломну и Рязань, по которой в 1380 г. прошла на Куликово поле русская рать князя Дмитрия Донского.
Издавно этот район облюбовали ремесленники — кузнецы, гончары, оружейники, котельники. Это подтверждают названия улиц и переулков — Котельнические, Гончарные, Таганские, а также названия местностей, в которых располагались церкви — «в Гончарах», «в Котельниках», «в Старых кузнецах». Важную роль в Заяузье играла т. н. Швивая горка, с которой раскрывался вид на излучину Москвы-реки, Зарядье и Кремль.
Здесь же, на Швивой горке, находится одна из самых древних в этом районе церковь Никиты-мученика «что за Яузой». Древнейшая часть здания относится к началу XVI в. Церковь была перестроена в 1595 г. В 1685 г. с юга к ней был пристроен Благовещенский придел с трапезной. К этому же времени относится и шатровая колокольня.
Интенсивное заселение территории началось в XVI в., когда возникли Таганная, Гончарная, Котельничья слободы. В конце XVI в. часть Заяузья вошла в состав Земляного города. Именно с этого времени на Земляном валу были поставлены Таганские ворота, от которых пошло название Таганской площади.
С 1-й половины XVII в. в Заяузье начали селиться бояре, дворяне, а также иноземцы. В XVIII в. территория застраивается домами купцов, чиновников, дворян. Ярким примером застройки этого времени является великолепный ансамбль усадьбы Баташова. После пожара Москвы 1812 г. этот район застраивался практически заново.
В советское время в результате полной перепланировки окружающей местности в Заяузье почти бесследно исчезло несколько переулков, спускавшихся с вершины холма к набережным. Над всем районом в настоящее время доминирует высотное здание на Котельнической набережной. Жилой дом высотой 176 м был построен в 1940 г. Сегодня в нем находятся музей-квартира Г.С. Улановой, кинотеатр «Иллюзион». Здесь жили Ф. Г. Раневская, А.А. Вознесенский, А.Г. Новиков.
КУЗЬМИНСКИЙ ЛЕСОПАРК
Кузьминский лесопарк — один из самых крупных в Москве лесных массивов (площадь — 1,2 тыс.га), популярное место отдыха москвичей. Лесопарк пересекает река Пономарка, на которой имеются пруды и родники. Массив сосновых лесов, расположенный в лесопарке, самый большой в Москве и разнообразный по возрастному составу.
Местность известна с начала XVII в., это была вотчина Симонова монастыря. В 1702 г. Петр I подарил земли уральским заводчикам Строгановым. Первые документальные сведения появились в 1720 г. после постройки деревянной церкви Влахернской иконы Божией Матери. Дочь одного из братьев Строгановых — А. А Строганова — вышла замуж за князя М.М. Голицына, получив Влахернское в приданое. С этого времени начинается благоустройство усадьбы под руководством архитекторов И.П. Жеребцова, Р.Р. Казакова, И. В. Еготова.
В начале XIX в. формируется пейзажный парк: появляются лучевые аллеи, посадки различных пород деревьев и кустарников, прокладываются дорожки, создаются цветники. Над совершенствованием усадьбы в 1820-х гг. работал итальянский архитектор Д. И. Жилярди.
В 1844 г. был установлен чугунный обелиск, увенчанный орлом, в память о посещении усадьбы Петром I по возвращении из Персидского похода.
В 1977 г. на территории усадьбы был открыт парк культуры и отдыха «Кузьминки». Здесь находятся музеи: меда, К.Г. Паустовского, Русской усадебной культуры, экипажей и автомобилей. Каждый год летом проходит фестиваль цветников.
Конный двор, построенный в 1819–1823 гг. по проекту Д.И. Жилярди, состоит из расположенных в виде замкнутого каре здания конюшни, сараев, двух жилых флигелей и деревянным музыкальным павильоном в центре. По бокам полукруглой ниши с колоннами установлены чугунные копии знаменитых скульптурных групп П.К. Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. В настоящее время здесь расположен конный клуб «Возрождение русской школы верховой езды» и устраиваются катания для посетителей парка.