Том 4

Культурное и природное наследие России

Народные художественные ремёсла и промыслы

Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. Использование местного природного сырья и материалов, изготовление бытовых вещей ручным способом (ручного труда) составляют основу этих видов производства. Эстетические свойства изготовляемых вещей (прялок, коробов, глиняной и деревянной посуды, одежды, украшений) заключены в выявленной мастером красоте поделочного материала — цвете, фактуре, пластических качествах, с учётом которых создается форма изделия, всегда точно отвечающая назначению вещи. Орнамент (геометрический, растительный, изобразительный), истоки которого связаны с древними мифологическими представлениями и развитием художественного мышления, усиливает эстетические свойства предметов. Мастерство в изготовлении предметов определяется преемственностью художественно-технологических традиций. Следование традиции и одновременно её творческое воспроизведение мастером сообщает каждому изделию узнаваемость, и вместе с тем, неповторимость.

Художественно-стилистические особенности изделий народных ремёсел и промыслов складывались на основе традиций национальных культур, получивших в каждом регионе свои отличительные особенности. Являясь хранителем глубинных мировоззренческих и художественных традиций, народное прикладное искусство на протяжении веков вбирало в себя элементы древнерусского искусства, традиции городской культуры XVII–XX вв., что позволяло ему всегда оставаться искусством современным. И сегодня художественные ремёсла и промыслы представляют искусство живое, развивающееся, составляя неотъемлемую часть современной культуры.

Для традиционных ремёсел и промыслов важно обозначение места их исконного происхождения с указанием основных видов изготовляемых изделий. Основными принципами выделения народных ремесел и промыслов являются:

• длительность их бытования;

• сложившиеся и ставшие традиционными технологии производства, основывающиеся на ручном труде;

• традиционные виды изделий и способы их декоративного оформления.

Многие из народных ремёсел и промыслов перешли в разряд «утраченного наследия», т. е. прекратили свое существование, но оставили заметный след в национальной художественной культуре; многие же художественные промыслы представляют живую традиционную культуру.

Сельские ремёсла, преимущественно из разряда «утраченного наследия», имели широкий ареал распространения. К этим ремеслам относятся вышивка, художественное ткачество, бытовавшие в рамках домашнего ремесла, гончарство, плетение из лозы и пр.

Художественные промыслы — это сугубо товарные производства, специализирующиеся на изготовлении какого-то одного или нескольких видов изделий. Большинство художественных промыслов формировалось в небольших городах и крупных сёлах, расположенных вблизи ярмарок и торговых трактов. Крупными ремесленными центрами были Москва, Санкт-Петербург и ряд других больших городов. Происхождение многих промыслов относится к XVII–XIX вв. Значительное развитие получили художественные промыслы в 1930–1970-е гг. Именно в это время получили развитие, ставшие всемирно известными, лаковая миниатюра, вышивальные и ткацкие производства. История художественных промыслов, включая современный период, показывает значительность этого вида культурного наследия, богатство и разнообразие производственных и художественных ремесленных традиций.

Классификация традиционных народных ремёсел и промыслов обычно проводится с учетом используемых в производстве поделочных материалов. На этой основе выделяются:

• изделия из твёрдых материалов (дерево, береста, лоза);

• керамика, фаянс, фарфор, стекло;

• металл, камень, кость;

• изделия из мягких материалов — пряденого льна, шерсти;

• изделия из меха и кожи животных.

Дальнейшая классификация учитывает техники изготовления изделий (вышивка, кружево, ткачество, вязание и т. п.).

Тип промыслового производства (семейные мастерские, артели, товарищества, фабрики, художественные мастерские и пр.) и его официальное название не имеют определяющего значения, поскольку только на протяжении XX в. они часто менялись. Тенденции, наметившиеся в последние десятилетия, определяются превалированием форм мелкотоварного производства, производством изделий сувенирного характера, развитием художественных ремёсел и промыслов в крупных городах, возрождением традиций художественного мастерства городскими мастерами, развитием индивидуального творчества мастеров-художников.

Неравномерность бытования традиционных художественных промыслов отмечается во все периоды их существования. Это положение сохраняется и в последние десятилетия: традиционные художественные производства сосредоточены в Европейской части России, в ее центральной части.

Изделия традиционных народных ремёсел и промыслов, ярко представляя культурное наследие народов России, широко представлены в коллекциях российских музеев. Наиболее значительные коллекции собраны Государственным Русским музеем, Российским этнографическим музеем (г. Санкт-Петербург), Государственным историческим музеем, Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства, Музеем народного искусства имени С.Т. Морозова, Государственным художественным историко-архитектурным и природно-ландшафтным музеем-заповедником «Коломенское» (г. Москва), Сергиево-Посадским историко-художественным музеем-заповедником, Историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево» (Московская область), Государственным Ростово-Ярославским архитектурно-художественным музеем-заповедником (Ярославская область), Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником (Владимирская область), Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником, Псковским государственным объединённым историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, Костромским объединённым историко-архитектурным музеем-заповедником «Ипатьевский монастырь», Государственным музеем-заповедником Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Вологодским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником (Вологодская область), Архангельским государственным музеем деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Государственным музейным объединением «Художественная культура Русского Севера» (Архангельская область), Государственным музеем палехского искусства (Ивановская область), Государственным историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником «Кижи» (Республика Карелия) и другими республиканскими и областными музеями России.

Берестяной туес
Прялка (город
Шенкурск,
Архангельская
область)

Художественная обработка дерева, бересты, лозы.

Деревообрабатывающие художественные промыслы отличаются разнообразием техники выполнения изделий и нанесения декора, а также художественных стилистических традиций. В художественном оформлении изделий ведущими техниками остаются различные виды декоративной резьбы и росписи. В геометрическом, растительном, изобразительном орнаменте переданы особенности национальных художественных традиций. Таковы русские прялки, расписные туеса, деревянные ковши, неповторимые в своей пластике, поставцы, чаши, ложки и др. Яркими чертами национального искусства отмечены якутские чороны (кубки для кумыса), дагестанские блюда и чарки, украшенные металлической насечкой, лаковая расписная посуда Башкирии.

К основным видам ремесленных и промысловых изделий относятся: прялки, перешедшие в разряд «утраченное наследие», наиболее ярко передающие многообразие локальных стилистических традиций; деревянная посуда (поставцы, ковши, миски, ложки, чарки и другие), составлявшая основу производства большинства сельских промыслов и сохранившая как ведущий ассортимент на многих современных промыслах (например, в нижегородских промыслах — «хохлома»). Изготовление бытовой утвари — сундуков, шкатулок, мебели, изделий из бересты, луба, щепы (туеса, корзины, короба) — также было широко распространено в различных регионах России и продолжает бытовать до сих пор в ряде мест. К числу самобытных промыслов относится изготовление деревянной игрушки, которая, как и встарь, выполняется плотницкими инструментами или токарным способом. С конца XIX в. расписная матрёшка прочно заняла свое место в ряде деревообрабатывающих промыслов.

Русская матрешка
Поставец
(хохломская роспись)

Промыслы, получившие название «художественные лаки» — это лаковые шкатулки из папье-маше широко известных живописных центров — Федоскино (Московская область), Мстёра (Владимирская область), Палех (Ивановская область), Холуй (Ивановская область).

В 1970-х гг., в связи с усилившимся интересом к народному искусству, во многих областях стали создаваться художественные производства — промыслы, которые, используя местные традиции художественной обработки дерева, стали изготовлять шкатулки с резьбой и росписью, декоративные панно, матрёшки, различные сувениры. Таковы промыслы Кировской, Вологодской, Архангельской и других областей; промысловые деревообрабатывающие производства в Республике Карелия, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Республике Башкортостан. Отношение к традициям народного художественного ремесла как культурному наследию определяет основы творчества современных мастеров.

Изразец
(вторая половина XVIII в.)
Гончарная посуда

Керамика, фаянс, фарфор, стекло — ремёсла и промыслы, использующие близкое по составу природное сырьё — глины и минеральные вещества, пригодные для изготовления гончарных, фаянсовых, фарфоровых и стеклянных изделий.

Гончарное производство — изготовление бытовых изделий из глины — одно из древнейших. В Древней Руси во множестве изготовляли гончарную посуду, цветные керамические плитки. C XVII в. в городах получает развитие производство изразцов — «утраченное наследие» — керамических глазурованных плиток для облицовки печей, наружных стен храмов и дворцов.

Изготовление гончарной посуды (корчаг, кринок, кувшинов, мисок, бутылей, кружек) издавна составляло едва ли не самые распространённые промыслы в России.

Игрушка-свистулька
Филимоновская игрушка
(Тульская область)

Гончарные промыслы концентрировались в местах, богатых залежами глины, преимущественно в сёлах. Часто изготовлением гончарной посуды были заняты целые волости, как, например, в Тверской области. Технология изготовления гончарной посуды на протяжении веков почти не менялась. Мастера применяли ручной или ножной гончарный круг, на котором формовали изделие, то есть вытягивали форму, далее изделие подсушивалось и обжигалось в специальных печах. Пластичность и соразмерность форм крестьянской посуды делают даже самую простую кринку или горшок эстетически значимым предметом. Различные свойства глин, локальные технологические и художественно-стилистические особенности обусловили многообразие форм и приемов декорирования (лощение, рельефные узоры, цветные поливы, ангобная роспись и прочие). Современные гончарные производства продолжают традиции народных гончарных промыслов.

Гжель
(Московская область)
Скопинская керамика
(Рязанская область)

Рядом с гончарной посудой во многих сельских промыслах изготовлялась глиняная игрушка. В ряде областей с середины XX в. изготовление игрушки выделилось в самостоятельные промыслы и было перенесено в ближайшие города, сохранив в названии место своего происхождения (г. Вятка — дымковская игрушка, г. Одоев — хлудневская игрушка, г. Орёл — плешковская игрушка). Декоративные свойства глиняной игрушки, неповторимость образов, пластических форм, особенностей росписи в каждом из промыслов делают её ценным художественным наследием. Ярко выраженной национальной спецификой обладают гончарные изделия Дагестана (с. Балхар) — тонкостенные узкогорлые сосуды с ангобной росписью и лепная многофигурная игрушка, рассказывающая о жизни аула.

С XVIII в. в России появляется майоликовая посуда — толстостенные изделия из цветных глин, покрытые белой эмалью и расписанные окислами металлов. Одним из наиболее известных центров по производству майоликовой посуды стали сельские промыслы недалеко от Москвы, получившие общее название «Гжель». С начала XIX в. здесь стали изготовлять фарфоровую расписную посуду, и XIX в. гжельские промыслы становятся одним из главных центров отечественного производства фарфоровой и фаянсовой посуды, не утратившей традиционных форм и приёмов росписи до настоящего времени. Традиции отечественного керамического и фарфорового производства продолжает ряд художественных предприятий в Московской, Тверской и других областях, на уральских заводах керамических изделий в городах Сысерть и Невьянск (Свердловская область).

Ярославская майолика

Изготовление художественного стекла в России также имеет глубинные истоки. Стеклянную посуду делали в Древней Руси. Наибольшего расцвета производство художественных изделий из стекла получило в XVIII–XIX вв. на частных стекольных заводах, вокруг которых возникали мелкие крестьянские производства, выпускавшие посуду, игрушку, пуговицы и прочие изделия. Современные предприятия художественного стекла сохраняют и продолжают традиции русского стеклоделия.

Каслинское литье
(Свердловская область)
Жостовский поднос
(Московская область)

Художественная обработка металла, камня, кости.

Обработка металла стала основой для возникновения широкого круга художественных ремёсел. Множество техник и приемов использовалось для создания разнообразных изделий — от архитектурно-декоративных до ювелирных. Художественные промыслы закрепили традиционные способы художественной обработки различных металлов, как простых, так и драгоценных.

К наиболее древним видам обработки металла относится художественное литьё. Русские традиции этого вида искусства формировались в пушечном и колокольном литье. Позже литьё из бронзы, чугуна, меди, серебра становилось основой изготовления скульптуры и икон, решёток и подсвечников, часов и украшений, ваз и мебели. Уникальным промыслом стала каслинская скульптура из чугуна.

Изделия из камня

В кузнечном деле зародились такие художественные техники, как ковка, чеканка, просечка по железу, которые служили и для украшения архитектурных сооружений и для создания многообразных бытовых предметов. Наиболее выразительные приёмы художественной обработки металла использовались в украшении парадного оружия, в слесарных изделиях — фигурных замках, столовых приборах.

Большим искусством стала декоративная роспись по металлу, которую представляют знаменитые жостовские подносы, нижнетагильские сундуки.

Сферой применения самых совершенных приёмов обработки металла является ювелирное искусство. Тонкие способы литья и чеканки в русских ювелирных промыслах дополняются техниками декорирования, среди которых гравировка, чернение, скань, эмаль и др.

В русской культуре цветной поделочный камень нашёл широчайшее применение благодаря природной декоративности, разнообразию расцветок и узоров. Начиная с XVIII в. из твердого камня (агат, яшма, родонит, нефрит, лазурит, малахит) создавались детали убранства интерьера, мебели. Одними из самых знаменитых изделий из твердого камня в конце XVIII — первой половине XIX вв. стали декоративные вазы. Поделочные камни использовались в ювелирных украшениях. Вокруг первых камнерезных заводов на Урале и Алтае возникли мелкие кустарные мастерские, изготовлявшие небольшие предметы для интерьера, ювелирные изделия.

Изделия из кости
(поселок Уэлен, Чукотский автономный округ)

Начало художественной обработки мягкого камня относится к XIX в. Он более широко использовался в народном искусстве благодаря простоте обработки. Промыслы возникали близ месторождений мягкого камня. Скульптура и декоративные изделия из алебастра, талькохлорита, селенита, кальцита изготовлялись на Урале в Пермском крае и Свердловской области, в Нижегородской области, Краснодарском крае, на Северном Кавказе. Национальная культура обработки камня проявилась в бурятском искусстве. В Республике Тыва уникальный местный камень агальматолит стал основой развития миниатюрной анималистической скульптуры.

Художественная обработка кости складывалась на основе глубоких ремесленных традиций. Основными приемами являются ажурная и рельефная резьба, гравировка, которые сочетаются с природными качествами самого материала, цветом и блеском полированной поверхности. В традиционных косторезных промыслах используются клык моржа, ископаемая кость мамонта, зуб кашалота, цевка (животная кость). Русские традиции этого вида искусства представляет холмогорская резьба, известная с XVII в. В XIX в. возник тобольский промысел, где развивалась скульптурная резьба из мамонтовой кости. Чукотский косторезный промысел с центром в посёлке Уэлен основан на древних культурных традициях эскимосов и чукчей. Здесь создаётся гравюра на моржовых клыках и скульптурная резьба. Искусство обработки кости характерно также для Республики Саха (Якутия) и г. Магадана.

Вышивка, кружево, набойка.

Искусство украшения тканей вышивкой в России было развито повсеместно: вышивали в деревнях и городах, помещичьих усадьбах и в монастырях. Вышивали шёлком, золочёными и серебряными нитками, жемчугом и бисером. Вышивкой украшали княжеские одежды и церковные облачения, пелены, крестьянские рубахи, головные уборы, полотенца и другие предметы домашнего обихода. Вышивку, как никакое другое искусство, отличает многообразие техник нанесения узоров и орнаментальных мотивов (геометрических, растительных, изобразительных), в которых отражены древнейшие мифологические представления, связанные с образом Матери-Земли, Мирового древа, и передана красота окружающего мира. Вышивка каждого региона неповторима. Сложные орнаментальные вышивки Русского Севера и Карелии, выполненные счётными швами, белоснежные строчевые узоры Новгородской области, ажурные вышивки Ярославля и Твери, многоцветная геометрическая вышивка Рязани, яркая цветная перевить Калужской, Тульской, Смоленской областей, мелкоузорная вышивка чёрным по белому Воронежской и Белгородской областей, изысканная геометрическая вышивка народов Поволжья — всё это определяет уникальность народной вышивки, как части культурного наследия России.

Узорник для набойки
(Архангельская область, XIX в.)
Плетение кружева
коклюшками

Особую славу русскому вышивальному искусству создала золотая вышивка (золотое шитьё). Русские монастыри были главными хранителями традиций этого искусства. Шитые золотом пелены и плащеницы XVI–XVII вв. показывают, что это искусство по художественной значимости не уступало произведениям русских иконописцев. Эти традиции были сохранены крестьянским искусством в украшении головных уборов и платков.

Многообразные традиции народной вышивки были сохранены и творчески переосмыслены художественными промыслами, созданными в 1930–1960-е гг. Особую известность получили вышивальные промыслы во Мстёре (Владимирская область), на многочисленных вышивальных предприятиях Ивановской и Нижегородской областей, на Тарусской фабрике художественной вышивки, возродившей «цветную перевить», на Крестецкой фабрике (Новгородская область). Бережно сохраняют традиции золотошвейного искусства вышивальщицы г. Торжка. На вышивальных промыслах Поволжья в современных видах изделий присутствуют традиционная вышивка марийцев, татар, чувашей.

Кружево, плетённое из золотых и серебряных ниток, появилось в России не раньше XVII в. Для украшения парадных одежд знати использовали привозное кружево. В XVIII в. в богатых усадьбах появляются первые кружевные мастерские, где крепостные мастерицы плели тончайшее кружево, подчас не уступающее западноевропейским образцам. В конце XVIII – начале XIX вв. кружево из шёлка, золотых и серебряных ниток плели в городах Торжок, Галич и других. К середине XIX в. в России насчитывалось уже 12 центров кружевоплетения в городах: Калязин, Ростов, Рязань, Торжок, Серпухов, Белёв. Постепенно кружево становится принадлежностью не только знати, но и богатых горожанок, а затем стало использоваться и в украшении праздничного крестьянского костюма. После реформы 1861 г. появляются кружевные промыслы. Русские мастерицы, освоив опыт монастырских и помещичьих мастерских, смогли создать кружево, которое характером орнамента, своей декоративностью отвечало традиционным эстетическим представлениям. Кроме того, кружевные изделия народных промыслов учитывали особенности костюма — крестьянского или городского, его сословную принадлежность. Русское кружево чрезвычайно многообразно: его плели из льняных, хлопчатобумажных и шелковых ниток, оно было одноцветным и многоцветным, мерным и штучным. В каждом из промыслов сложились свои традиции в использовании тех или иных приёмов, их сочетаний, типовые мотивы и композиции. Кружево плетут коклюшками — деревянными палочками для намотки нитей. На специальные туго набитые подушки-валики накалываются рисунки (сколки), перевивая нитями булавки, мастерицы выплетают узоры. Наибольшую известность получили кружевные промыслы в городах Михайлов (Рязанская область), Елец (Липецкая область), Советск (Кировская область), Вологда. Возрождаются и другие кружевные центры (г. Кириши, Ленинградская область).

Набойка — ещё один способ украшения тканей. Узор на ткань наносится с помощью специальных печатных досок, на которых вырезается орнамент или вбиваются металлические пластины с рельефным узором. Ткани с печатными рисунками широко использовались в оформлении крестьянских платков и шалей, сарафанов, салфеток, скатертей. Из набивных тканей изготовляли знамёна, занавеси, кафтаны. Изначально в набойке применялись природные красители, по мере появления разнообразных химических красителей искусство набойки обретало всё большую цветность, более разнообразными становились орнаменты. Традиции русской набойки ярко представлены платками и шалями, которые выпускаются в городе Павловский Посад (Московская область).

Амулет (север
Красноярского края)

Мех пушных животных (соболя, куницы, лисы, бобра) издавна использовался как драгоценная отделка одежды. В районах проживания народов Севера, где оленеводство или добыча морского зверя составляют традиционные виды хозяйственной деятельности, обработка шкур животных, изготовление из меха оленя, кожи и меха морских животных одежды, сумок, бытовой утвари ярко представляют национальные художественные ремёсла. Эти изделия, изготовляющиеся по традиционным технологиям, передают всё многообразие культур многочисленных народов Севера и Сибири, что проявляется в особенностях кроя одежды, головных уборов и обуви, в своеобразии орнамента, декорировании изделий мозаикой, аппликацией, цветным бисером, вышивкой.

Художественное ткачество.

Узорное ткачество — древнее самобытное искусство — вплоть до XX в. было широко распространено в крестьянском быту. Узорные ткани домашнего изготовления применялись для шитья и украшения одежды, в числе которой были сарафаны, юбки-поневы, рубахи, передники, шушпаны и др. Дополняли костюмы узорные тканые пояса. Ткали также изделия, предназначавшиеся для убранства крестьянской избы — полотенца, скатерти, дорожки и половики.

Эстетические свойства ручного узорного ткачества основываются на широком разнообразии элементов геометрического орнамента с хорошо выраженным ритмом и симметрией, на цветовом решении и фактуре используемых материалов (льна, конопли, шерсти, хлопка). Для русских крестьянских тканей характерна звучная цветовая гамма, основанная на традиционном сочетании красного с белым. Ткачество северных районов более сдержано по цвету; южнорусскому ткачеству присуще многоцветье, яркость красок.

В русском народном ткачестве издавна сложились разновидности техники ткачества, основанные на особенностях технических приемов исполнения. К наиболее древним относится техника закладного ткачества, позволяющая выполнять разнообразные многоцветные геометрические узоры, которые получаются двусторонними, без изнанки. Браное ткачество, известное ещё в домонгольской Руси, оставалось самой распространённой техникой и в XIX в. Его разновидностями были выборное и переборное ткачество. На Русском Севере, в Карелии, Новгородской, Вологодской областях была распространена техника ажурного ткачества.

Наименее трудоёмкой является ремизная техника, и в народном ткачестве существует множество её разновидностей. Эта техника постепенно вытесняла более трудоемкие способы ручного ткачества. Узорное ткачество в XIX – начале XX вв. было широко развито в крестьянских районах северных, центральных и южных областей России. В каждой области, порой в каждом районе, существовали локальные центры ручного ткачества со своими своеобразными чертами. Хотя в сельский обиход всё шире входили ткани фабричного изготовления, вытеснявшие ручные изделия, домашние ткани бытовали в крестьянской среде вплоть до 1950-х гг.

В 1930–1940-х гг. в крупнейших центрах распространения этого художественного ремесла были организованы артели, впоследствии преобразованные в фабрики. На протяжении 1930–1980 гг. велась работа по возрождению и поддержке местных форм ручного узорного ткачества в Рязанской, Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Воронежской и других областях, в Удмуртской Республике, Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Республике Карелия. Народные мастера и художники промыслов на основе традиций народного искусства смогли создать новые виды изделий (портьеры, декоративные покрывала, накидки, салфетки и скатерти) для украшения современного интерьера. Сегодня традиции народного ткачества в современных декоративных изделиях особенно ярко представлены изделиями Череповецкой фабрики (Вологодская область), фабрики в г. Шахунья (Нижегородская область).

Ручное ковроткачество.

Русский безворсовый
ковер

Искусство ковроткачества на территории России раньше всего возникло на Кавказе. Республика Дагестан представляет собой один из всемирно известных исторических центров ковроделия. В каждом районе республики сложились свои типы ковров, различающиеся и по технике исполнения, и по колориту. Традиционные безворсовые ковры изготовляют в северных и центральных районах республики. На юге вырабатываются знаменитые дагестанские ворсовые ковры, рисунки которых отражают длительную историю развития этого искусства.

Изготовление безворсовых ковров является традиционным для народного искусства башкир. Эти ковры были необходимой принадлежностью кочевого быта вплоть до XX в. и широко применялись в национальном башкирском жилище.
Русское ковроткачество имеет менее долгую историю. Развитие русского ковроделия было связано с ямским промыслом. Дешёвые безворсовые и махровые ковры служили для покрытия сидений в санях и возках, использовались как попоны для лошадей. Тёплые санные ковры с длинным ворсом для дальних зимних поездок изготовляли в сёлах близ больших сибирских трактов.
Со второй половины XIX в. народное ковроделие активно развивается в двух основных районах — в южнорусском и западносибирском. Центром безворсового ковроткачества стала Курская губерния. Ворсовое ковроделие стало развиваться в Западной Сибири, на Урале.

Шаль, вязание крючком
Варежки, вязание
на спицах

Вязание и пуховязание.

Вязание предметов одежды и обуви из шерстяной нити развивалось прежде всего в местах разведения овец и коз. Жители северных и центральных районов России вязали на спицах и крючком рукавицы, чулки, онучи, шарфы и шапки. В технике вязания утверждались декоративные приёмы, например, узорная и ажурная вязка, использование окрашенных нитей. Яркой декоративностью отличаются цветные узорные варежки мастериц Архангельской области, чулки и носки вязальщиц из районов Республики Коми.

Неповторимыми образцами народного творчества остаются также вязанные из козьего пуха платки. Изготовление знаменитых оренбургских ажурных платков сложилось как промысел в XVIII в. Пуховые платки вяжут также в богатых сырьем Тамбовской и Пензенской областях, в Краснодарском крае.