Том 4

Культурное и природное наследие России

Вологодская область. Великий Устюг

Соборное дворище
Спасо-Прилуцкий монастырь

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ — один из древнейших городов Русского Севера — упоминается в письменных источниках с 1212 г.

Расположен на левом берегу реки Сухона при впадении в нее реки Юг. Во второй половине XV в. он играл значительную роль в присоединении к Московскому государству северо-восточных (Югорских, Пермских, Вятских, Двинских) земель. С конца XV в. Великий Устюг становится важным торговым центром, связывающим Европейскую часть России с Сибирью, в XVI–XVII вв. достигает своего наивысшего расцвета в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю.

Великий Устюг известен как центр художественных ремёсел: просечное железо, разноцветная эмаль, серебряная филигрань, резьба по бересте (шкатулки, туески), оковка жестью с рисунком типа морозных узоров («мороз по жести»), чеканка, шитье бисером, изготовление изразцов для облицовки печей. До сих пор продолжаются традиции ювелирного производства — чернения по серебру («северная чернь»). В XIV–XV вв. здесь складывалась местная школа иконописи, получившая широкое развитие в XVII–XVIII вв.

Великий Устюг — родина выдающихся мореходов и землепроходцев: С. Дежнёва, Ф. Попова, Е. Хабарова, А. Атласова, сыгравших заметную роль в освоении Сибири и Русской Америки.

Живописный вид городу придают многочисленные архитектурные памятники: Успенский собор (1619–1659 гг., капитально перестроен в 1728 г., когда получил барочное завершение); церковь Иоанна Устюжского (1656–1663 гг.); 5-главый собор Прокопия Устюжского (1668 г., перестроен в 1720 г.); соборная колокольня (основание XVII в., завершение XVIII в.); звонница для тысячепудового колокола, отлитого в 1754 г.; двухэтажный Архиерейский дом (1690 г.); одноглавая Власьевская церковь. Интересны постройки Михаило-Архангельского монастыря (монументальный пятиглавый собор — 1653 г., надвратная Владимирская церковь 1682 г.), Девичьего Спасского монастыря (бесстолпная Спасо-Преображенская церковь с пятью тонкими декоративными главками и шатровой колокольней 1689–1696 гг., ярусная барочная Сретенская церковь 1729–1739 гг.).

В городской среде сохраняются памятники гражданской архитектуры XVIII–XIX вв., в том числе купеческие особняки Кузнецова, Захарова, Неледина, Аленева. В историческом центре города располагается историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь расположен в 5 км северо-восточнее Вологды. Основан известным церковным деятелем, учеником, другом и последователем Сергия Радонежского, Димитрием Прилуцким, который в 1371 г. в том месте, где река Вологда делает изгиб (луку), начал строить новую обитель. К XV–XVI вв. она превратилась в крупнейший монастырь Русского Севера.

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь пользовался поддержкой Московских Великих князей, был оплотом их влияния в северных землях Руси. Первоначально все постройки монастыря были деревянными, но в XVI в. раньше, чем в самой Вологде, в монастыре началось каменное строительство: возвели собор, трапезную с Введенской церковью и надвратную церковь.

В 1528 г. в Спасо-Прилуцком монастыре «у чудотворцев» побывал Великий князь Василий III с женой Еленой Глинской, чтобы помолиться о чадородии. Иван IV Грозный в 1545 г. приезжал в монастырь на богомолье.

В 1618–1619 гг. монастырь разграбили поляки и литовцы. В страшной резне погибло более 200 человек. Но во 2-й половине XVII в. монастырь интенсивно расширяется: возводятся каменные стены с башнями, колокольня, кельи и хозяйственные постройки.

В 1811 г. обитель пострадала от пожара — сгорел главный монастырский храм. На следующий год, с началом Отечественной войны 1812 г., при вторжении французской армии в Москву, на продолжении трёх месяцев в соборной Спасской церкви монастыря хранились драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры и из многих известных московских монастырей и соборов.

Ансамбль монастырского комплекса считается одним из самых интересных на Русском Севере. Мощные крепостные стены подчёркивают оборонное значение обители. Они были возведены в середине XVII в. и образуют в плане неправильный четырёхугольник периметром 950 м. Стены имеют толщину 2 м и максимальную высоту около 7 м на южном и восточном пряслах, где нет дополнительных естественных преград.

Главное сооружение комплекса — Спасо-Преображенский собор — возвели в 1537–1542 гг. после пожара, уничтожившего деревянную Преображенскую церковь, когда-то возведённую Димитрием Прилуцким, возле которой и вырос монастырь.

Юго-западнее Спасо-Преображенского собора расположен комплекс зданий, включающий трапезную палату (1540-е гг.), Введенскую церковь и старые настоятельские покои. В 1644–1656 гг. западнее Спасо-Преображенского собора возводится новая колокольня с Алексеевской церковью. В XVII–XVIII вв. возведены многочисленные хозяйственные и жилые помещения монастыря — братские кельи, летние и зимние настоятельские кельи, монастырские кладовые и т. п.

В 1737 г. был построен летний настоятельский корпус, соединённый затем переходом с надвратной церковью. С восточной стороны к корпусу примыкает больничный корпус и больничная церковь Всех Святых (1721 г.).

В 1830-е гг. рядом с Введенской церковью на средства вологодского помещика В. Волоцкого над могилами князей Волоцких возведена Екатерининская церковь-мавзолей в стиле русского классицизма. Рядом находится могила поэта К.Н. Батюшкова.

В 1960 г. в монастырь перевезли деревянную Успенскую церковь из Александро-Куштского монастыря. Успенская церковь, срубленная в 1-й четверти XVI в., — уникальный памятник русского зодчества, один из древнейших деревянных шатровых храмов.

В советские годы монастырь был закрыт и вновь действующим стал в 1991 г.