Производство. Уже к концу I тысячелетия в Новгороде было развито кузнечное дело. В эпоху средневековья и в последующие годы оно распространилось по всей территории Центральной России. В Москве в XVIII в. работали около трёхсот кузниц. Череда белокаменных кузниц сохранилась с XVIII в. в небольшом городе Старица Тверской области.
После присоединения Сибири к России (в конце XVI в.) началось интенсивное развитие горной промышленности на Урале. Дозорная башня Невьянского завода (Свердловская область) — крупное и стройное высотное сооружение 1-й четверти XVIII в. Оно хорошо сохранило первоначальный облик с чертами древнерусского зодчества, тогда как многие промышленные сооружения Урала неоднократно меняли свою внешность из-за неизбежной модернизации производства и увеличения его объёма.
Крупное производство вносило свои вариации и в европейские архитектурные стили. Барокко повлияло на облик медеплавильных печей Полевского завода на Урале и первого сереброплавильного завода в Барнауле, а классицизм сначала делал производственные корпуса очень похожими на жилые усадебные постройки: например, цеха по выделке полотна и бумаги в городе Козельске и в посёлке Полотняный Завод Калужской области, игольные фабрики в сёлах Старожиловского района Рязанской области (Истье, Столпцы, Коленцы), железоделательный завод в посёлке Гусь-Железный (Рязанская область), текстильная фабрика в подмосковной Павловой Слободе. Затем промышленные технологические процессы властно меняли пропорциональный строй и весь внешний вид заводских корпусов (оружейные заводы в Ижевске и Воткинске; Баранчинский, Нижне-Салдинский, Лайский и Пожевский заводы на Урале; золотопромывальня при уральском Первопавловском прииске). На рубеже XVIII и XIX вв. самой развитой отраслью российской промышленности стала текстильная, с главными центрами в Москве, Петербурге и Иваново-Вознесенске. С XIX в. индустриальные предприятия стали во многом определять инфраструктуру многих городов и рабочих посёлков России.
Традиционная, древнерусская методика добычи соли ещё в последней трети XX в. использовалась не в музейно-познавательных, а в промышленных целях Боровским солеваренным заводом в окрестностях Соликамска (Пермский край). Сейчас высокие бревенчатые цеха этого комплекса, похожие на башни сибирских крепостей, сохраняются в местном архитектурно-этнографическом музее под открытым небом.
Интенсивное развитие российской экономики после отмены крепостного права (1861 г.) совпало не только со всплеском прагматичной деловитости предпринимателей, но и с кардинальным улучшением качества строительных работ. Повышение надёжности кладочных растворов и машинная выделка кирпича принципиально изменили колорит и формы большинства промышленных зданий 2-й половины XIX в. В это время деловое упрощение многих архитектурных форм отчасти компенсировал так называемый кирпичный стиль, почти не имевший отзвуков в прежнем развитии зодчества и во многом основанный на очень аккуратной кладке с напуском верхних рядов над нижними. Он воплотился, в частности, в зданиях крупных предприятий по производству алкоголя в Орле, Владимире, Калуге, Мариинске (Кемеровская область), Ишиме (Тюменская область), посёлке Локоть (Брянская область). Иногда промышленные сооружения на рубеже XIX–XX вв. строили с мотивами неорусского стиля (петербургский электромеханический завод «Н К. Гейслер», рефрижератор в Хабаровске). Приёмы модерна включены в фасады Фильтроозонной станции (Санкт-Петербург), необарокко использовано для кондитерской фабрики Абрикосовых в Москве.
К промышленным зданиям относятся и крупные типографии. В одной лишь Москве полиграфия связана с разными архитектурными эпохами: Печатный двор (XVII в.) на Никольской улице, Университетская типография (начало XIX в.) на Большой Дмитровке, Скоропечатня Левенсона (1900 г.) в Трёхпрудном переулке, типография «Утро России» (начало XX в.) в Страстном проезде, типография Сытина (начало XX в.) на Пятницкой улице, комбинат газеты «Правда» (1930-е гг.).
До революций 1917 г. самым распространённым типом производственных сооружений в сельском ландшафте были мельницы, использовавшиеся для помола зерна. Они уцелели не только на Русском Севере. Около десятка высоких и монументальных ветряных мельниц-шатровок сохранилось даже в Брянской области, через которую прошла война 1941–1945 гг. (в сёлах Кожановка, Любец, Третьяки, Курово, Кирово, Юдиново, Новополье, при посёлке Марковский). Реже встречаются действующие водяные мельницы (например, на хуторе Холмецком в Брянской области). От каменных заводских корпусов практически не отличаются товарные мельницы (например, Адамова мельница у города Ливны в Орловской области).
К концу XIX в. множество больших и мелких российских электростанций вырабатывали электроэнергию. На рубеже XIX–XX вв. их архитектура была стилизаторской, например, с обращением к псевдоготике (дворцовая электростанция в Царском Селе) или к древнеегипетским мотивам (электростанция сельскохозяйственной академии в Москве), а в первые годы Советской власти и НЭПа включала в себя активные признаки неоклассицизма (Волховская ГЭС, МОГЭС в центре Москвы). Тогда же их вытесняла, а потом стала доминировать упрощённая геометричность конструктивизма (Каширская и Шатурская ГЭС, Смоленская ТЭЦ, Нижнесвирская ГЭС). Огромный опыт советских гидротехнических работ 2-й трети XX в. был развит в дальнейшем при сооружении гигантских ГЭС, например, Волжской, Братской, Красноярской. С 1954 г. в России началось производство электроэнергии с помощью ядерной реакции (город Обнинск, Калужская область). Оригинальным дополнением к советской энергетической сети стала Кислогубская ПЭС на Кольском полуострове – первая приливная электростанция в нашей стране (1968 г.).
Хранение. В древнем Пскове склады часто размещали в церковных зданиях, по соседству с храмовым интерьером или под ним. Отдельная 3-х этажная складская постройка с выразительными фасадами, возведённая в XVII в., хорошо сохранилась в московском Симоновом монастыре («Сушило»). «Магазейны» для хранения вина и соли в середине и во 2-й половине XVIII в. хорошо запечатлены архивными чертежами, а бревенчатые магазейны в 4–5 этажей на Русском Севере и в Сибири не только уцелели ко 2-й половине XX в., но также стимулировали создание новейших подобных построек и деревянного «Мастодонта» в городе Камень-на-Оби (Алтайский край). Это необычное крупное зернохранилище, существующее и сегодня, проектировал в конце 1920-х гг. один из зачинателей отечественной космонавтики Ю.В. Кондратюк (А.И. Шаргей).
На градостроительную структуру Санкт-Петербурга сильно повлияло кораблестроение. Здесь с ним связаны такие производственно-складские комплексы XVIII–начала XIX вв., как Адмиралтейство, «Новая Голландия» (одно из первых произведений раннего классицизма в нашей стране) и пеньковые склады «Тучков Буян». На исходе позднего классицизма, в его лаконичных монументальных формах, в 1830-е гг. были построены Провиантские склады в Москве, рационально заполнившие невыгодный асимметричный участок городской территории. Стилистически им близок адмиралтейский Лесной сарай в Кронштадте, перестроенный тогда же. В том же духе возведены большие круглые хранилища сельскохозяйственной продукции, похожие на храмы, в усадьбах Головчино под Белгородом и Спасское в Курской области. Оригинальны по облику и функциональному решению склады-ледники, которые проектировал Н.А. Львов для усадеб в Тверской области (например, в сёлах Никольское-Черенчицы, Митино, Раёк).
С 1887 г. в России стали строить элеваторы — механизированные зернохранилища, изменившие панораму городов, а также ландшафт при крупных станциях и пристанях (например, элеваторы у города Башмаково Пензенской области, в посёлке Хомутово Орловской области, на Обводном канале в Санкт-Петербурге, в Филях рядом с Москвой, при зерносовхозе «Гигант» в Ростовской области).
Весьма разнообразны старинные водоёмные здания — от Водовзводной башни (XVII в.). В подмосковной царской усадьбе «Коломенское» до многочисленных водонапорных башен при предприятиях и железнодорожных станциях. Весьма своеобразна архитектура предреволюционных водоёмных сооружений в Санкт-Петербурге и его окрестностях (башня городского водопровода в Кронштадте, 1830–1870-е гг.), а также газгольдеров 3-й четверти XIX в. при Главном газовом заводе Общества столичного освещения.
Транспортировка. От начала XVIII в. уцелели сооружения Мариинской водной системы, от начала XIX в. — Тихвинской (северо-запад России). После них углубляли фарватер в других местах России (например, на Москве-реке, Оке, Дону, Северском Донце, Шексне). С большим размахом гидротехнические работы продолжились в советское время (каналы Беломорско-Балтийский (1935 г.), Москва—Волга (1937 г.), Волго-Донской (1952 г.)). На канале Москва–Волга впервые был автоматизирован ряд операций в повседневной работе шлюзов и подъёмных устройств. Прокладка этого канала устранила хронический дефицит в водоснабжении Москвы. А Волго–Донской канал, помимо судоходного соединения крупных речных бассейнов, обводнил засушливые земли по берегам Дона.
Железная дорога для промышленных целей, построенная Е. А и М.Е. Черепановыми, действовала на уральских заводах Нижнего Тагила уже в 1834 г. В 1837 г. вошла в строй 1-я российская пассажирская линия — от Царского Села до Петербурга. В 1851 г. крупная магистраль с многопролётными мостами соединила Москву и Петербург. Эта дорога хорошо сохранила основные станционные сооружения, возведённые под руководством архитектора К.А. Тона. Из множества железных дорог, проложенных позднее, особого внимания по красоте и смелости технических решений заслуживают Транссибирская магистраль (самая длинная в мире) и связанная с ней Кругобайкальская железная дорога, а также Окружная железная дорога по внешнему обводу дореволюционной Москвы и Мурманская железная дорога построенная в годы Первой мировой войны. Среди множества железнодорожных мостов России следует выделить мост через реку Кию у города Мариинска в Кемеровской области (по проекту Н.А. Белелюбского), мост через Енисей у Красноярска, построенный по проекту Л.Д. Проскурякова и удостоенный золотой медали на парижской Международной выставке в 1900 г. Разнообразны и оригинальны многочисленные мосты Санкт-Петербурга (здесь их больше, чем в любом другом городе мира). Сложные бревенчатые мосты, созданные безвестными мастерами, сохранились на севере Европейской России (например, при селе Чёрная Слобода в Вытегорском районе Вологодской области).