Том 4

Культурное и природное наследие России

Калужская область. Калуга

Музей истории космонавтики
им. К.Э. Циолковского
Палаты Коробовых
Краеведческий музей
(бывший дом
Золотаревых-Кологривовых)

КАЛУГА. Город возник в XIV в., как опорный пункт Московского княжества, вблизи русско-литовской границы. В 1512 г. крепость была перенесена на высокий холм, круто обрывавшийся к реке Ока, Березуйскому оврагу и реке Городенке, и до середины XVII в. играла роль пограничной сторожевой заставы. Это место стало историческим центром Калуги.

После воссоединения Украины с Россией в 1654 г. юго-западная граница государства далеко отодвинулась от Калуги. Из пограничной крепости город превратился в важный торговый и ремесленный центр.

При Петре I в Калуге начинает развиваться фабрично-заводское производство. С 1796 г. Калуга стала центром Калужской губернии.

В конце XVIII в. был разработан генеральный план Калуги (архитекторы П.Р. Никитин и И.Д. Ясныгин). Новый административный центр города и главный Троицкий собор (архитектор И.Д. Ясныгин) заняли площадь в районе старого Кремля на краю Березуйского оврага, через который в 1775–1778 гг. архитектором П.Р. Никитиным был построен уникальный каменный мост на системе двухярусных арок. Рядом с центром были сооружены торговые ряды в псевдоготическом стиле. В 1777 г. в городе был создан один из старейших профессиональных театров России. В начале XIX в. по численности населения Калуга стояла в одном ряду с Киевом и Ярославлем.

Облик города определила архитектура конца XVIII – начала XIX вв. Калуга — это город русского классицизма. В это время активно шло строительство частных, главным образом, купеческих особняков по типовым проектам известных архитектурных мастерских П. Р. Никитина, М.Ф. Казакова, С.П. Кампиниони и других. В окрестностях Калуги сооружались крупные усадьбы: Еропкиных — в Грабцове в стиле псевдоготики (возможно, по проекту М.Ф. Казакова), князей Голициных — в Городне (проект А.Н. Воронихина), усадьба в Авчурине (В.П. Стасов) и две усадьбы в Полотняном Заводе — большой дом Гончаровых (родственников жены А.С. Пушкина) и дом Щепочкина.

Во время Отечественной войны 1812 г. Калуга была главной тыловой базой русской армии. В 1840-е гг. начинается упадок экономической жизни Калуги, и она становится тихим провинциальным городом.

С 1935 г. по новому генеральному плану реконструкции город стал расти на север, а новый административный центр переместился на Театральную площадь. В декабре 1941 г. с Калуги началось наступление Красной Армии под Москвой. В советское время в Калуге были созданы многочисленные предприятия машиностроительной, металлообрабатывающей, приборостроительной, деревообрабатывающей, химической и легкой промышленностей.

С Калугой связаны жизнь и творчество многих деятелей русской культуры и науки (писатели и поэты Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, В. А. Жуковский, актеры П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, декабристы Н. П. Свистунов,Е. П. Оболенский, Г.С. Батенков, художники И.Я. Билибин, Г. К. Лукомский, биолог А.Л. Ижевский).

Особое место в Калуге занимают места, связанные с жизнью и деятельностью выдающегося учёного, педагога, изобретателя, основоположника космонавтики К. Э. Циолковского, прожившего здесь 43 года. В городе действует Музей истории космонавтики носящий имя великого учёного.

СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Общая панорама монастыря
Вид на
Рождественский
собор и колокольню
со Сторожевой башни
Город Боровск

Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь расположен вблизи города Боровска на севере Калужской области. Основан в 1444 г. монахом Пафнутием Боровским (1394–1477 гг.) — одним из самых чтимых святых подвижников Древней Руси. Из монастыря начинали свой духовный путь основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, митрополит Макарий, преподобный Даниил Переяславский и другие. Настоятель монастыря был авторитетной личностью, поддерживал московских князей в стремлении к объединению русских земель и пользовался их покровительством. Первоначально монастырь и храм Рождества Богородицы были деревянными. Первый белокаменный храм появился ещё при жизни Пафнутия в 1467 г. Расписывали его знаменитые живописцы Дионисий и инок Митрофаний. Сооружённая в 1511 г. трапезная палата — старейшее здание обители. Существующий ныне собор Рождества Богородицы выстроен в конце XVI в. на месте разобранного белокаменного.

В конце XVI в. территория вокруг монастыря была обнесена мощными каменными стенами с башнями протяжённостью 673 м. В 1610 г. монастырь осадил Лжедмитрий II, но взять крепость он смог лишь благодаря измене. Защитники под предводительством воеводы М. Волконского не прекращали сопротивления и все были убиты под стенами собора. В память об этом подвиге в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символом верности) в лавровом венке.

После военных разрушений Смутного времени монастырь был заново отстроен в первой трети XVII в. Этого требовали интересы безопасности юго-западных границ Москвы. В строительстве новых каменных стен и башен участвовал известный мастер Т. Шарутин. Во второй половине XVII в. в монастыре развернулось активное каменное строительство, тогда же сложился основной архитектурный ансамбль. Особенно гармонично вписалась в монастырский ансамбль колокольня, сооружённая в конце XVII в. В отделке её использовались изразцы, изготовленные известным московским мастером С. Полубесом. Во второй половине XVII в. в монастырь дважды ссылали протопопа Аввакума, главного противника патриарха Никона и основоположника церковного раскола.

До середины XVIII в. ансамбль монастыря изменялся незначительно. В 1812 г. монастырь был захвачен французами и сильно пострадал, большая часть библиотеки была утрачена. Позже монастырь был восстановлен, но главный собор изменил первоначальный облик, который был восстановлен только в 1970-х гг. В 1923 г. монастырь был упразднён. В разное время в стенах его располагались музей, детская колония, различные учебные сельскохозяйственные учреждения. Вновь действующим Свято-Пафнутьев Боровский монастырь стал в 1991 г.