Русская усадьба всегда занимала особое место в жизни страны. Благодаря дворянской усадьбе (а потом и не только дворянской), в России сформировалась сложная иерархическая система центров роста, охватившая огромные просторы страны, сформировавшая своеобразный опорный каркас её экономического, социального и культурного пространства.
В середине XIX в. число усадеб превысило 30 тысяч. Ареал распространения дворянской усадьбы в конце XVIII — середине XIX вв. на территории современной России охватывал большую часть территории Европейской России. Наибольшее число усадеб было характерно для Смоленской, Рязанской, Тульской и Тверской губерний.
В феномене русской усадьбы проявилась с одной стороны специфика русского культурного ландшафта, а с другой особенности становления России как европейской державы. Поскольку русская усадьба имела непосредственную связь с Санкт-Петербургом, Москвой, губернскими городами, а также со многими зарубежными столицами, то именно усадьба стала тем ретранслятором, откуда инновации, пришедшие из Европы и столичных городов России, распространялись по русской провинции, обеспечивая её новыми идеями, последними достижениями науки и экономики. Вместе с тем, она была связана с сельской местностью России, с русской деревней. Поэтому именно в усадьбе началось серьёзное изучение русской народной культуры, знакомство русского общества с национальным фольклором, прикладным искусством.
Русская усадьба — это замечательный образец русской художественной культуры XVIII–XIX вв., где особое место занимают архитектурно-ландшафтные усадебные комплексы. Над их созданием работали выдающиеся русские архитекторы — В.И. Баженов, А. Н. Воронихин, М.Ф. Казаков, Н.А. Львов, В.В. Растрелли, В.П. Стасов, И.Е. Старов и многие другие. В создании усадебных парков выдающуюся роль сыграл известный русский агроном и паркостроитель А.Т. Болотов. На примере русской усадьбы можно проследить всю историю русской архитектуры и садово-паркового искусства. Во многих усадьбах работали известные русские художники — от И.А. Аргунова и А.Г. Венецианова до В. Д. Поленова, В.Э. Борисова-Мусатова и С.Ю. Жуковского. Многие владельцы усадеб собрали великолепные коллекции картин, скульптур, имели огромные библиотеки. В этом контексте становится понятным, что разрушение и последующее исчезновение усадеб нанесло нашей стране намного более серьёзный ущерб, чем это может показаться на первый взгляд.
Было бы неправильно говорить о трагической судьбе русской усадьбы, связывая это явление только с революцией 1917 г. Многие усадьбы исчезли значительно раньше, уже в конце XIX — начале XX вв. Однако истинная трагедия в судьбе русской усадьбы наступила после 1917 г. Многие усадьбы были сожжены, разграблены, а усадебное имущество было экспроприировано. Повезло лишь очень немногим усадьбам: они стали музеями. Это, прежде всего, такие замечательные подмосковные усадьбы, как Абрамцево,
Архангельское, Введенское, Дубровицы, Кусково, Мураново, Никольское-Урюпино, Ольгово, Останкино, Остафьево, Ярополец и т.д. Много музеев было создано в эти годы и в других губерниях России. Среди них: Полотняный Завод (Калужская губерния), Щелыково А.Н. Островского (Костромская губерния), Юрино Шереметевых (Нижегородская губерния), Надеждино Куракиных (Саратовская губерния), Алексино Барышниковых (Смоленская губерния), Богучарово Хомяковых (Тульская губерния).
Однако золотой век для большинства усадебных музеев был недолгим. Уже в середине 1920-х — начале 1930-х гг. большая часть усадебных музеев была закрыта. На их месте были организованы детские дома и дома отдыха. Некоторые усадебные здания стали использоваться как школьные учреждения. В ряде усадеб были размещены администрации колхозов и совхозов, производственные предприятия. Однако многие усадьбы остались невостребованными. Именно их судьба оказалась особенно трагичной. Почти все они исчезли с лица земли. К сожалению этот процесс продолжается и сегодня. Многие усадьбы, ещё вчера использовавшиеся как школы, дома отдыха, больницы, в настоящее время оказались брошенными и поэтому быстро разрушаются.
Наиболее удачная судьба усадеб в России связана с формированием института музеев-заповедников (музеев-усадеб). Благодаря этому удалось сохранить не только замечательные памятники архитектуры (главный дом, флигеля, усадебную церковь, службы и хозяйственные постройки), но и парк, сельскохозяйственные угодья, лесные дачи, т. е. весь усадебный культурный ландшафт. Именно музеи-заповедники взяли на себя основную функцию русской усадьбы как культурных центров России. В них сохраняются и через них распространяются многие культурные ценности, имеющие мировое или общенациональное значение. Они играют важную роль в просвещении местного населения. Превращение музеев-заповедников в общенациональные и региональные культурные центры имеет особенно важное значение для сельской местности. Некоторые из старых усадебных музеев были созданы при участии их бывших владельцев. Тем самым, они самым естественным образом стали продолжателями традиций старых усадеб. Среди них: Мураново, формирование и сохранение которого самым тесным образом было связано с Н.И. Тютчевым — внуком поэта и К.В. Пигарёвым — правнуком поэта; Абрамцево, где долгое время работали Мамонтовы; Поленово, директором которого в последние годы был Ф.Д. Поленов, а в настоящее время — его вдова Н.Н. Грамолина; Ясная Поляна, где директором музея долгое время была дочь Л.Н. Толстого — А. Л. Толстая, а в конце 1990-х годов эту должность принял на себя правнук великого писателя В.И. Толстой.
Многие места, связанные с жизнью великих людей России, за прошедшие десятилетия, начиная с 1917 г., оказались полностью или частично разрушенными. Однако сам факт их связи с выдающимися личностями, позволил поставить вопрос о воссоздании утраченных усадебных комплексов. И многие усадьбы буквально возродились из пепла. Среди них такие общеизвестные музеи-заповедники и музеи-усадьбы как Пушкинские усадьбы в Псковской области, Хмелита А.С. Грибоедова, Шахматово А.А. Блока, Новоспасское М.И. Глинки, Дворяниново А.Т. Болотова и многие другие.