КУРГАН. Основание города связано с возникновением в 1662 г. укрепленного поселения Царево городище (или Царев Курган), как форпоста русского освоения в направлении Зауральских степей.
Высокий курган на обрывистом берегу реки Тобол дал название этому городу. К концу XVIII в. военное значение укрепления уменьшилось, начали развиваться ремесла и мелкая промышленность. В 1782 г. Курган входил в состав Тобольской губернии. В XIX в. большое значение приобрели ярмарки в Кургане и Шадринске, через которые товары поставлялись из Сибири на Урал и в Центральную Россию. К этому времени город имеет многочисленные промышленные предприятия, в том числе винокуренные, машиностроительные, фабрики по переработке сельскохозяйственной продукции. Строительство Транссибирской магистрали и пуск в 1894 г. железной дороги через Курган послужило мощным толчком развитию экономики края. В 1907 г. в Кургане была создана одна из крупнейших российских коопераций — Союз сибирских маслоделательных артелей, объединивший более 1000 мелких предприятий. В последующее десятилетие в Кургане появляются промышленные предприятия, телефонная связь и телеграф, кинематограф, электричество. В 1943 г. Курганская область была выделена из Челябинской, а Курган становится её административным центром.
В годы войны город принял 15 промышленных предприятий и около 20 тыс. человек. Эвакуированные предприятия создали основу современной промышленности города, специализирующейся на машиностроении и приборостроении.
Из исторической застройки города сохранилось немногое: дом Нарышкина (сейчас дом-музей декабристов), одноэтажные и двухэтажные дома старой части города. В Кургане в разные годы отбывали ссылку декабристы: Н.В. Басаргин, Ф.М. Башмаков, А.Ф. Бригген, В.К. Кюхельбекер и др.