Том 4

Культурное и природное наследие России

Москва. Донской монастырь.
Музей-заповедник "Коломенское"

Донской ставропигиальный мужской монастырь основан в 1591 г. царём Фёдором Иоанновичем в память о спасении Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Место для монастыря было выбрано там, где в июле 1591 г. стоял главный стан русских войск, а точнее, где располагалась походная церковь Сергия Радонежского. Русские полки везли с собой Донскую икону Божией Матери, веря, что она даст им победу, как уже однажды помогла Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Войско Казы-Гирея бежало от стен Москвы, поверив ложным известиям о многочисленности русских полков, было перехвачено на переправе через Оку и разбито. Это был последний случай, когда крымские татары сумели дойти до столицы. В память об этом событии Фёдор Иоаннович и «царского величества шурин» Борис Годунов, фактически управлявший страной, решили возвести монастырь в честь Донской иконы Божией Матери, считавшейся покровительницей русского войска.

Местоположение нового монастыря явилось весьма выгодным со стратегической точки зрения. Ко времени его основания столица уже была окружена южным полукольцом монастырей-сторожей, имевших важное оборонное значение. Свято-Данилов, Спасо-Андроников, Новоспасский, Симонов и Новодевичий монастыри прикрывали юго-западные подступы к Москве. Однако Калужская дорога оставалась незащищённой. Донской монастырь построили между Новодевичьим и Свято-Даниловым монастырями. Защищая дорогу на Калугу, он стал одним из звеньев оборонительной системы Москвы.

В первые десятилетия своего существования Донской монастырь был невелик. Сохранилось его описание 1628 г., из которого следует, что тогда существовало всего несколько построек: каменный собор, два здания келий (для братии и игумена), далее обнесённых крепостными деревянными стенами. Каменное здание собора Донской иконы Божией Матери, ещё называемого Малым или Старым, было заложено в 1591 г. После того, как через два года собор был построен, в нём поместили копию Донской иконы Божией Матери. Создатель этого собора достоверно не известен, но существует предположение, что им мог быть известный зодчий второй половины XVI в., строитель смоленской крепостной стены, Фёдор Савельевич Конь.

В годы смуты Донской монастырь постигла общая участь всех монастырей-сторожей — он был разорён польскими и литовскими войсками. Первые Романовы, Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович, приказали восстановить обитель, но особым вниманием всё же её не жаловали: с ней было связано имя политического противника Романовых — Бориса Годунова. Середина XVII в. стала для монастыря неблагоприятным временем: он находился в упадке. В конце XVII в. отношение к Донскому монастырю со стороны царствующего дома изменилось. Царь Фёдор Алексеевич, соправители Пётр и Иоанн и сестра их Софья выделяли деньги на каменное строительство. В 1680-х гг. начал складываться архитектурный ансамбль монастыря.

Царевна Софья дала обет построить в Донском монастыре новый собор. Осуществить своё намерение она не успела. Сооружение Нового (Большого) собора Донской иконы Божией Матери началось в 1684 г. и продолжалось 14 лет.

Надвратная церковь
Захария и Елизаветы

В 1712 г. в подклете собора на средства имеретинского царя Арчила Вахтанговича сооружён храм в честь Сретения Господня. Там же устроена усыпальница имеретинских царей и грузинских князей. Донскую икону Божьей Матери переместили из Малого собора в Большой. Следующий этап строительства в монастыре пришёлся на первую треть XVIII в. В 1713–1714 гг. над северными воротами сооружается надвратная церковь Тихвинской Божией Матери.

В конце XVII в. на кладбище при Донском монастыре начали хоронить представителей московской знати. В 1714 г. был построен больничный храм Михаила Архангела, примыкавший к больничному корпусу в юго-западной части монастыря. Он служил усыпальницей князей Голицыных.

В 1730–1732 гг. началось сооружение колокольни над западными воротами монастыря. Завершили строительство в 1752–1755 гг. Под колокольней устроена надвратная церковь Захария и Елизаветы.

В 1812 г. Донской монастырь разграбили французские войска. Постройки обители не пострадали, но часть ценностей была утрачена.

До 1917 г. в монастыре располагалось духовное училище, действовала иконописная мастерская. В 1918 г. монастырь закрыли. В 1922–1923 гг. в кельях возле западных ворот содержался под стражей патриарх Тихон. Здесь он умер и был похоронен в 1925 г. в Малом соборе. В годы советской власти территорию Донского монастыря поочерёдно использовали для размещения интерната, фабрики, молочной фермы, атеистического музея. В 1934 г. здесь организовали музей архитектуры. Сюда доставляли некоторые фрагменты храмов: так, в частности, были спасены горельефы храма Христа Спасителя. С 1964 г. здесь действовал филиал музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Стены и башни Донского монастыря

В мае 1991 г. Донской монастырь возвращён Русской Православной Церкви. Там продолжается строительство: возведена церковь патриарха Тихона и храм Георгия Победоносца; реставрируются другие здания монастырского комплекса.

Некрополь Донского монастыря начал формироваться в конце XVI в. в юго-западной части монастырской территории. В конце XVIII – начале ХХ вв. построены ещё несколько церквей-усыпальниц. Здесь погребены многие представители московской знати и купечества, а также лица, внесшие большой вклад в русскую историю и культуру. В некрополе находятся могилы участников Отечественной войны 1812 г., некоторых декабристов, писателей М. М. Хераскова, И.И. Дмитриева, А.П. Сумарокова, В.Ф. Одоевского, В.А. Соллогуба, А. И. Солженицына, князя Я.П. Шаховского, В.Л. Пушкина, философов П.Я. Чаадаева, С. П. Трубецкого. В некрополе Донского монастыря нашли свой последний покой генерал-фельдмаршал Н.В. Репнин, архитектор О.И. Бове, художник В.Г. Перов, историк В. О. Ключевский, архитектор Н.Д. Барановский, «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский, композитор С.И. Танеев.

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КОЛОМЕНСКОЕ»

Село Коломенское известно с XIV в. Впервые упоминается в духовной грамоте Ивана I Калиты в 1339 г. В XV–XVII вв. Коломенское — великокняжеская, затем царская усадьба. Коломенское не раз упоминалось в летописях в связи с борьбой Москвы с Золотой Ордой и Крымским ханством. Через село в 1380 г. после победы на Куликовом поле возвращался Дмитрий Донской. В 1408 г. при походе на Москву хан Эдигей раскинул здесь свой лагерь. В 1521 г. из Коломенского совершил набег на столицу крымский хан Мохаммед-Гирей. Позже через Коломенское совершал свой поход на Казань Иван Грозный. В 1606 г. в Коломенском находился лагерь И.И. Болотникова; в 1662 г. здесь произошла расправа над участниками «Медного бунта». В этой царской усадьбе провёл детские годы Пётр I. После взятия Азова в 1696 г. и победы под Полтавой в 1709 г. он останавливался в селе перед торжественным въездом в Москву.

Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — это место было его любимой резиденцией. В 1667 г. возводится великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений; дворец окружается оградой и садом, со зданиями приказов, воротами с башенными часами и т. д. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран, и на его месте выстроен новый (тоже деревянный), где императрица жила летом во время пребывания в Москве. Екатерининский дворец в свою очередь был разобран при Николае I; от постройки последнего сохранился только один флигель. После перенесения столицы в Санкт-Петербург Москва понемногу стала терять своё значение. Подмосковное царское село разделило судьбу столицы. Оно утрачивает былое значение и становится усадьбой, выполняющей хозяйственные функции.

С 1923 г. усадьба Коломенское — филиал Исторического музея. В 1930–1959 гг. в Коломенское перевезены памятники русского деревянного зодчества XVII в.: медоварня из подмосковного Преображенского, воротная башня из Николо-Карельского монастыря, башня Братского острога из Сибири, домик Петра I из Архангельска. В 1966 г. музей был преобразован в Государственный музей-заповедник «Коломенское» и в настоящее время является Государственным историко-архитектурным, природно-ландшафтным и художественным музеем-заповедником «Коломенское».

На территории Коломенского музея-заповедника расположены уникальные памятники архитектуры. Это прежде всего знаменитая шатровая церковь Вознесения (1529–1553 гг.), включённая в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в соседнем селе Дьяково (около 1547 г.). Кроме того в комплекс Коломенского музея-заповедника входят: ротондальная церковь-колокольня Георгия Победоносца, в декоре которой использованы мотивы западно-европейской архитектуры (XVI в.); пятиглавая, поставленная на высоком подклете и соединявшаяся с царским дворцом переходом церковь Казанской иконы Божией Матери (1660-е гг.); Водовзводная башня (XVII в.); двое каменных въездных ворот (1670-е гг.).

Парк Коломенского расположен на правом высоком берегу реки Москва, откуда открывается великолепная панорама на Курьяновскую пойму, на пологие холмы, на одном из которых находится Дьяковское городище. Примечателен глубокий Государев овраг, крутые склоны которого поросли лиственным лесом из дуба, ольхи, ивы и др., а на плоском дне — пруды. Среди зелёных насаждений особую ценность представляют липовая аллея начала XIX в. и реликтовая дубрава, возраст отдельных деревьев которой достигает 600–800 лет. Живописны пойменные луга и плодовые сады, которыми Коломенское славится с XVI в.

Ручей в Государевом овраге
Домик Петра I
Церковь
Казанской иконы
Божией Матери
Церковь Вознесения