Том 4

Культурное и природное наследие России

Московская область.
Музей-заповедник "Абрамцево". Воскресенский Новоиерусалимский Истринский монастырь

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» расположен в Сергиево-Посадском районе. Место известно с XVII в. как пустошь Обрамково. С середины XVIII в. здесь возникла усадьба с большим господским домом, регулярным парком, разбитым на трёх искусственных террасах, спускающихся к реке Воря.

Расцвет Абрамцева начинается с 1843 г., когда усадьбу приобретает известный русский писатель и театральный критик С.Т. Аксаков. Здесь он создал лучшие произведения, вошедшие в золотой фонд русской классической литературы. Живописные окрестности и гостеприимный дом Аксаковых были привлекательны и известны представителям культурной жизни России середины XIX в. В Абрамцеве гостили Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, М.С. Щепкин, неоднократно приезжали А.С. Хомяков, М.П. Погодин, Н. М. Загоскин, Ф.И. Тютчев и многие другие представители литературы и искусства того времени.

В 1870 г. усадьбу приобретает С.И. Мамонтов — промышленник и меценат, большой знаток и ценитель искусства. Здесь он создал творческое объединение, вошедшее в историю русского искусства под названием «Абрамцевский художественный кружок». В течение многих лет в имении Мамонтова отдыхали и работали талантливые художники, музыканты, актёры: И.Е. Репин, В.Д. Поленов, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М. А. Врубель, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин, Н.И. Забела. Здесь создавались выдающиеся живописные полотна: «Пруд в Абрамцево» В.Д. Поленова, «Алёнушка», «Три богатыря» В. М. Васнецова, «Девочка с персиками» В.А. Серова, большинство картин М.А. Врубеля и другие работы, которые в настоящее время представлены в Третьяковской галерее и других музеях. Членов кружка объединяло стремление к дальнейшему развитию русского национального искусства, опиравшегося на народное творчество и его художественные традиции.

В Абрамцеве осуществлялись постройки по оригинальным архитектурным проектам, возрождалось старорусское гончарное и столярное производство, ставились новаторские спектакли. «Абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры России конца XIX – начала XX вв.

Главной постройкой Мамонтовых в Абрамцеве стала церковь Спаса Нерукотворного образа, возведённая в стиле псковско-новгородского зодчества в 1881–1882 гг. по проекту В. М. Васнецова и при участии В.Д. Поленова. Этот храм стал фамильной усыпальницей Мамонтовых: здесь похоронен С.И. Мамонтов и его сын Андрей.

В 1918 г. усадьба Абрамцево была превращена в музей. Вблизи усадьбы возник Ново-Абрамцевский посёлок, где жили и работали выдающиеся советские художники И. Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, Б.В. Иогансон, В И. Мухина, И.И. Машков и многие другие, продолжавшие лучшие традиции художников Абрамцевского художественного кружка. Старинная усадьба до наших дней сохранила свой облик.

В 1977 г. музей-усадьба «Абрамцево» преобразована в государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

В настоящее время экспозиция музея-заповедника включает мемориальную часть, посвящённую Аксаковым, раздел крестьянского искусства, майоликовую мастерскую («Студию»), картинную галерею современных русских художников. Особый интерес представляют находящиеся в главном доме картины художников из окружения С. И. Мамонтова : И.Е. Репина, В.А. Серова, М.А. Врубеля, а также созданные по проекту М.А. Врубеля изразцовые печи, скамья из майолики, коллекция предметов прикладного искусства, созданных Е.Д. Поленовой и её учениками.

Церковь Спаса
Неруктворного образа
Усадебный дом
Мастерская

НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Воскресенский Новоиерусалимский Истринский монастырь находится на окраине Истры. Монастырь основан в 1656 г. патриархом Никоном, который замыслил уподобить его христианским святыням в Иерусалиме. Чтобы полнее подчеркнуть связь монастыря с его реальными прообразами на Святой Земле, окрестные поселения, реки, холмы, рощи были переименованы в соответствии с библейской топонимикой.

Центральное место в монастыре занимает гигантский каменный собор Воскресения Господня, который был возведён по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме. Строительство продолжалось около 30 лет (1658–1685 гг.). Собор представляет собой сложное сооружение — целый комплекс объединённых между собой построек. Основной объём здания — крестово-купольный четырёхстолпный одноглавый храм. С запада к собору пристроена круглая ротонда с огромным шатром (высотой 18 м).С востока пристроена полуподземная церковь Константина и Елены — уникальное, заглублённое в землю сооружение. В северной части храма — Успенская церковь (действующая), в которой находится ладонь великомученицы Татианы — главная святыня монастыря. К югу от собора до Великой Отечественной войны поднималась семиярусная колокольня, напоминающая колокольню Ивана Великого в Москве. Весь комплекс собора богато украшен изразцами. Внутри собора почти полностью сохранился изразцовый иконостас.

Архитектурный ансамбль монастыря XVII–XIX вв., помимо Воскресенского собора, включает: трапезные палаты с церковью Рождества Христова (1650–1660-е, 1685–1692, 1794–1799 гг.), палаты больничные с церковью Трёх Святителей (1698 г.), дворец царевны Татьяны Михайловны (конец 1680-х – начало 1690-х гг.), корпуса западных и восточных братских келий (конец XVII в.), палаты архимандритские (1660-е, 1685–1690-е гг.), палаты квасные (1680–1690-е гг.), палаты караульные (1690-е гг.), палаты «монастырских деток» (1680-е, 1792 гг.), палаты наместничьи (1690-е гг.), палаты кузнечьи и солодовые (начало 1690-х гг.), скит Никона (1658–1662 гг.), стены и башни (Елизаветинская, Гефсиманская, Сионская, «Давидов дом», Дамасская, Ефремова, «Варуха», Иноплеменничья, 1690–1694 гг.), надвратная башня со Святыми воротами и церковью Входа Господня в Иерусалим (1694–1697 гг.).

В 1919 г. монастырь был упразднён, а в 1921 г. в нём открылся музей. Монастырский комплекс очень сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время двухнедельной оккупации фашистскими войсками в 1941 г. были взорваны все основные сооружения монастыря. Благодаря огромной многолетней работе реставраторов монастырь был восстановлен (кроме колокольни). В 1995 г. монастырь стал действующим. В настоящее время в монастырских стенах находятся Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь и историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Музей «Новый Иерусалим» — один из крупнейших в Московской области. Его экспозиции занимают здание трапезных палат и выставочный корпус за монастырскими стенами. Собрание музея довольно богатое и включает русскую и зарубежную живопись XVIII–XX вв., иконопись, предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе ювелирные изделия и лицевое шитьё, костюмы, редкие книги.

В 1970–1980-е гг. в парковой зоне Новоиерусалимского монастыря было положено начало музею под открытым небом, в составе которого памятники народного деревянного зодчества: церковь Богоявления, часовня, крестьянская усадьба Кокориных с интерьером и ветряная мельница. Эта экспозиция знакомит посетителей музея со строительной культурой и бытом крестьян Подмосковья в XVIII–XIX вв.

Надвратная башня
со Святыми воротами
и церковь Входа
Господня в Иерусалим
Собор Воскресения Господня
Успенская церковь
и полуподземная церковь Костантина и Елены