ВОЕННО-МОРСКАЯ КРЕПОСТЬ КРОНШТАДТ
Кронштадт до 1723 г. — Кронштот (Коронный замок) основан Петром I как морская крепость для защиты подступов к Санкт-Петербургу с морского направления. В течение двух столетий здесь создавалась уникальная система береговых и морских фортов, батарей, люнетов, редутов с использованием новейших достижений фортификации, науки и техники. Первый морской форт Кроншлосс (Коронный ключ), переименованный потом в Кроншлот, вошел в строй в 1704 г. С 1719 г. Кронштадт стал принимать иностранные торговые суда. Закладка центральной крепости состоялась в 1723 г. В 1725 г. вошли в строй судоходные каналы, доки, эллинги. С 1720-х гг. Кронштадт стал основной базой Балтийского флота, с 1860 г. — портом 1-го класса.
На острове Котлин и искусственных островах были сооружены форты, 74 орудия которых своим огнем могли перекрывать южные и северные фарватеры. Кронштадт неоднократно во время Северной войны 1700–1721 гг., Русско-шведской войны 1788–1790 гг., Крымской войны 1853–1856 гг. огнем артиллерии фортов отражал попытки вражеских флотов прорваться в восточную часть залива к Петербургу. В 1854 г. у Кронштадта создана первая в мире минно-артиллерийская позиция (5 линий из 609 морских мин и 128 орудий на фортах), преодолеть которую не смогла прибывшая в восточную часть Финского залива англо-французская эскадра.
В военном порту Кронштадта осуществлялись строительство и ремонт кораблей, изготовление оружия и технических средств, формировались и снаряжались русские эскадры для походов в Средиземное море, Атлантический, Тихий и Индийский океаны, в кругосветные и научные экспедиции. С 1896 г. форты стали укрепляться железобетоном и перевооружаться современной артиллерией.
В начале XX в. с вооружением фортов Красная Горка и Серая Лошадь на южном берегу Финского залива и усилением фортификационных сооружений на острове Котлин было завершено создание мощной линии обороны с морского направления перед Санкт-Петербургом (около 290 артиллерийских орудий).
В 1920–1930-х гг. Кронштадт являлся основной базой возрождения и укрепления Военно-Морского флота СССР. В период Великой Отечественной войны в Кронштадте базировались силы Балтийского флота, участвующие в битве за Ленинград (1941–1944 гг.). В послевоенный период Кронштадт вошел в состав Ленинградской Военно-морской базы; здесь находится база судоремонта, готовятся корабли для дальних морских походов и научных экспедиций, обучаются специалисты. В 1992 г. в Кронштадт перебазирована часть Балтийского флота из Таллина и других портов Эстонии и Латвии.
Кронштадтская крепость состоит из укреплений на острове Котлин (Центральной ограды крепости, фортов Риф и Александр-Шанц), а также из 17 основных фортов.
Центральная ограда крепости окружает городскую застройку Кронштадта и состоит из двухэтажных оборонительных казарм и полубашен. Все эти укрепления соединены каменной оборонительной стеной. В оборонительных казармах изначально были построены как жилые помещения, так и казематы, в которых установили пушки для обстрела подступов к казармам. Западный фронт Центральной ограды состоял из трех высоких земляных валов, на которых было установлено по одной открытой батарее. Между валами были расположены две оборонительные казармы, с полубашнями, соединённые стеной. К казармам примыкали двое ворот: Кронштадские и Цитадельские. Были также устроены две плотины, перекрывающие ров (Северное и Южное ботардо). На Северном фронте Центральной ограды были построены пять долговременных батарей, пять оборонительных казарм, три полубашни. В стене было двое ворот: Александровские и Водяные. Восточный фронт ограды состоял из одной оборонительной казармы, соединенной оборонительной стеной с башней. В этой стене устроены только одни ворота — Петербургские.
К настоящем моменту от крепости сохранились стены Центральной ограды, оборонительные казармы, круглая башня и полубашни, ворота, Северное и Южное ботардо (плотины). Большинство укреплений доступно для осмотра, за исключением северо-восточной части крепости.
ЗЕЛЕНОГОРСК
Зеленогорск — город в составе Курортного района Санкт-Петербурга. До 1948 г. назывался Терийоки.
В конце XIX в. это поселение развивалось как дачный посёлок. Этому способствовало открытие Финляндской железной дороги, после чего в этих местах появились многочисленные дачи. В летний сезон население посёлка вырастало до 10 тыс. человек. В дальнейшем многие жители Санкт-Петербурга приобрели участки земли и жили здесь в течение всего года.
На территории города сохранились памятники истории и культуры. Среди них: кирха (арх. Йозеф Стенбек, 1908 г.), церковь Казанской иконы Божией Матери (арх. Н.Н. Никонов, 1910–1915 гг.). Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. церковь сильно пострадала от обстрелов и была восстановлена в 1990-х гг.
Несомненную ценность представляло каменное здание железнодорожного вокзала, которое было построено во время Первой мировой войны по проекту архитектора Бруно Гранхольма в стиле национального романтизма. Здание сильно пострадало во время Великой Отечественной войны и было перестроено в 1950 г. по проекту архитектора А. А. Гречанникова.