Том 4

Культурное и природное наследие России

Волгоградская область. Волгоград

ВОЛГОГРАД основан как крепость Царицын в 1589 г. Русское поселение с деревянной крепостью первоначально находилось на острове Царицын (Голодном) и служило для обороны волжского пути на стыке («переволоки») Волги и Дона от набегов степных кочевников и «воровских казаков». Царицын был одним из военно-опорных пунктов, появившихся вдоль Волги после присоединения Казанского ханства к Русскому государству в середине XVI в.

В начале XVII в. крепость сгорела и вновь построена на правом берегу Волги. Царицын становится важным перевалочным центром для торговых и посольских судов, идущих в Персию, Бухару, Индию. В 1722 и 1723 гг. Царицын посетил Петр I. В 1731 г. в связи с учреждением Волжского казачьего войска, стал главной крепостью Царицынской укреплённой линии, построенной в 1718–1720 гг. между Волгой и Доном.

Царицын не раз становился центром народных восстаний. В 1774 г. город два раза пытались взять войска Е.И. Пугачёва. С 1780 г. Царицын стал уездным городом Саратовского наместничества (губернии с 1797 г.).

В 1768–1769 гг. Царицын посетили академики И.И. Лепёхин, П.С. Паллас и С.Г. Гмелин, составившие описание города, его окрестностей и природных ресурсов края. Первые промышленные предприятия появились в начале XIX в. Быстрому промышленному развитию города способствовало строительство Волго-Донской железной дороги. Царицын стал крупным транспортным узлом. В 1880 г. был построен нефтеперегонный завод и крупнейшие в стране нефтехранилища. К началу XX в. Царицын стал крупным промышленным и торговым транзитным центром, здесь работали 230 фабрик и заводов.

К концу XIX – началу XX вв. город был электрифицирован и телефонизирован, появилось много новых общественных зданий, гостиниц, театров, ресторанов. Центром Царицына была Александровская площадь (ныне площадь Павших Борцов) с Александровским собором. Во время Гражданской войны 1918–1920 гг. город становится местом ожесточённых боёв, так как он имел стратегическое значение в обеспечении центра России хлебом и нефтью. Оборона Царицына вошла важной страницей в историю города.

В 1925 г. город переименован в Сталинград. В годы первых советских пятилеток в городе были построены Сталинградская ГРЭС, первый в стране тракторный завод, крупнейший в Нижнем Поволжье речной порт, судоверфь.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сталинград стал местом, где произошло одно из величайших сражений Второй мировой войны — Сталинградская битва. За время сражения погибло около 43 тысяч сталинградцев, было полностью уничтожено 90 % жилого фонда, 100 заводов и фабрик. В 1945 г. Сталинграду было присвоено звание Город-герой.

Разрушенный до основания Сталинград в послевоенные годы был выстроен заново. По генеральному плану 1945 г. исторически сложившаяся линейная система планировки была сохранена, а прибрежная её часть освобождена от промышленных сооружений. Несколько домов были восстановлены в старой архитектуре (например, здание мемориально-исторического музея). Отличаются монументальностью ансамблевая застройка улиц Мира, Порт-Саида, Проспект Мира, Комсомольской и др., построенных в 1952–1954 гг. Тогда же были сооружены Центральная набережная с гранитной лестницей, ставшей визитной карточкой города, здание планетария. В эти годы было закончено строительство Волго-Донского судоходного канала.

В 1961 г. город был переименован в Волгоград. Дальнейшее его развитие происходило как важного промышленного, научного и культурного центра. Всемирно известной достопримечательностью Волгограда является военно-исторический музейный комплекс «Сталинградская битва». В музее находится панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» — самая большая в России, изображающая события битвы за Мамаев курган. На территории музея находятся памятники истории: руины мельницы и легендарный Дом Павлова.